Большой театр включит в репертуар оперу Стравинского "Похождения повесы"

МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Опера Игоря Стравинского "Похождения повесы" в постановке Бориса Покровского пополнит репертуар Государственного академического Большого театра (ГАБТ) России. Премьерные показы спектакля пройдут 19, 20, 21 и 22 декабря на Камерной сцене имени Б. А. Покровского, сообщили ТАСС в пресс-службе ГАБТ.

"Опера Игоря Стравинского "Похождения повесы" в постановке Бориса Покровского, осуществленной в 1978 году, стала легендарным спектаклем, который Большой театр возвращает в репертуар. Над капитальным возобновлением постановки работают дирижер Айрат Кашаев, режиссер Эдем Ибраимов, художник Юлия Акс, художник по свету Евгений Подъездников, хореограф Екатерина Миронова, хормейстеры Александр Критский, Павел Сучков", - рассказала собеседница агентства.

Она напомнила, что замысел оперы зародился у композитора в 1947 году, когда Стравинский, будучи в Чикагском университете, обратил внимание на цикл гравюр знаменитого английского художника XVIII века Уильяма Хогарта под названием "Похождения повесы". В том же году было готово либретто, сочиненное Уистоном Оденом и Честером Коллманом. К сочинению музыки Стравинский приступил в 1948 году, партитура была закончена 7 апреля 1951 года. Премьера состоялась 11 сентября 1951 года в театре La Fenice в Венеции.

"История "Похождений повесы" на российской сцене берет начало с Камерного театра Бориса Покровского. 11 мая 1978 года в стенах театра, тогда еще находившегося "на Соколе", эта опера была впервые представлена русской публике. Постановочная группа блистала звездными именами. В качестве режиссера-постановщика выступил отец-основатель театра Борис Покровский, дирижера-постановщика - Геннадий Рождественский, художника-постановщика - Иосиф Сумбаташвили. Исполнялась опера на русском языке, перевод по просьбе Покровского сделала мать Рождественского - Наталия Рождественская, известная певица и переводчик оперных либретто. Успех был ошеломляющим, а спектакль стал одной из "визитных карточек" театра", - говорится в пресс-релизе, подготовленном к премьере возобновленного спектакля.

О возобновленном спектакле

Как сообщил режиссер Эдем Ибраимов, существенных отличий от спектакля-первоисточника не будет. "Я воспроизвожу те же задачи, что ставил Покровский, и хотя я не имею права менять мизансцены, но могу и обязан освежить их, наполнить современным мироощущением, задать эмоциональную и интонационную трактовку", - сказал режиссер.

Со своей стороны дирижер Айрат Кашаев подтвердил, что работает с партитурой в оригинальной оркестровке, и это тоже дань спектаклю Камерного театра. "В Камерном театре партитура Стравинского всегда шла в оригинале: не было ни убрано, ни привнесено ни одной ноты. Соблюсти все пожелания Стравинского - задача непростая. Но когда это получается, ты словно подбираешь к замку нужный ключ, и перед тобой распахивается дверь. А за ней - мир музыки, где все удобно и исполнимо. "Похождения повесы" Покровского - из тех спектаклей, что я называю "чистыми постановками": режиссер никуда не переносит время и место действия, не меняет обстоятельства. И я как дирижер ставлю себе задачу - воспроизвести чистую музыку Стравинского", - заявил маэстро.

"В нынешнем спектакле заняты артисты, которым давно знаком текст оперы. Это "ветераны" театра Покровского: Сергей Остроумов, Ольга Дейнека-Бостон, Анатолий Захаров. Задействованы и артисты последующих поколений Камерной сцены, в том числе и не так давно принятые в труппу Руслан Бабаев, Артем Попов, Дзамболат Дулаев, Ульяна Бирюкова. В спектакле также выступят артист Молодежной оперной программы ГАБТ Роман Коллерт и солисты основной оперной труппы Большого Илья Селиванов и Гузель Шарипова", - добавили в пресс-службе.