В РГАЛИ открылась выставка к 200-летию Малого театра
На выставке, посвященной самому, наверное, классическому из русских театров, РГАЛИ изменил привычному хронологическому подходу к организации. Коль скоро речь зашла о театре - кураторы выставки "Вечный современник: к 200-летию Малого театра. По материалам РГАЛИ" решили говорить не об истории - выставка "поделена" на спектакли и драматургов.
... Стиляга из XIX века - так критики называли Хлестакова из "Ревизора" 1966 года в исполнении Юрия Соломина. На снимке молодой, модно одетый тунеядец, привыкший получать от жизни все, благосклонно принимает подношения от местных чиновников. Этот спектакль ставил Игорь Ильинский, сыгравший Хлестакова в 38-м. Здесь же - Щепкин в образе Фамусова, Царев - Чацкий... Выставка, как и сам Малый, началась с Гоголя и Грибоедова, первых "несменяемых" авторов театра.
В 1854-м одну из первых своих пьес "Не в свои сани не садись" сюда отдал молодой Александр Островский, сам участвовавший в репетициях, помогавший актерам вживаться в роли - на фото он с Александром Нильским и Федором Бурдиным, участниками постановки. По ходу работы над спектаклями рождались новые идеи - под стеклом автограф Чайковского, дописанный музыкальный фрагмент к монологу Домового из постановки "Воевода" по Островскому...
Выставка движется от одного драматургического сюжета к другому, собранному кураторами из писем, черновиков, набросков декораций, программок, фотографий мизансцен с примами разных времен. Малый театр жил, не прерывая свою творческую работу все эти 200 лет - при всех режимах.
Карандашный портрет Анатолия Луначарского, читающего актерам труппы свою "Медвежью свадьбу": пьеса наркома просвещения по мотивам Мериме поддержала в первые годы советской власти бывший императорский театр, искавший новый репертуар. Вера Пашенная в роли старухи Захаровой - героини "Старика" Максима Горького, которого до 17 года и близко не подпускали к Малому. И, наконец, черновик телеграммы драматурга Тренева директору Малого Владимирову: "...на 300-м представлении "Любови Яровой" говорю вам самое искреннее спасибо...".
В 1926-м режиссерская и актерская школа Малого в соединении с талантом автора дали, наконец, эффект. Пьеса, в которой сквозь революционный пафос пробилась человеческая история, стала настоящим блокбастером, потом воспроизведенным в десятках театров страны. А Малый занял привычное место одного из главных театров, которому доверяли дела государственной важности.
Таких, например, как постановку пьесы Корнейчука "Фронт", написанной по указанию Сталина: актеры прямо в поезде, движущемся в Москву из эвакуации, учили по распечаткам роли едва опубликованной (в "Правде") пьесы, пока режиссер продумывал концепцию. И в 7 театрах страны в 1942 году грянули премьеры актуального спектакля.
Раритетов на выставках РГАЛИ всегда с избытком. Тонко прорисованные шрифты на программке "Царя Бориса" работы Головина. Обложка "Будильника" 1911 года с карикатурой на Станиславского и Южина, бьющихся за пьесу Толстого "Живой труп". Можно сравнить ровные, как по линейке, без единой помарки строки речи Александра Ленского при назначении его главным режиссером театра в 1907-м - с лезущими друг на друга неразборчивыми каракулями в блокнотике актера Николая Рыжова, готовящегося к роли Симеонова-Пищика в "Вишневом саде".
Творческий процесс - история многоплановая...