У картины "Иван Грозный и сын его Иван" организован пост охраны
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Временный пост для минимизации рисков, связанных с вандализмом, установлен рядом с картиной "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" художника Ильи Репина. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Государственной Третьяковской галереи.
"С учетом нейтрализации рисков мы организовали временный пост у работы "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", - рассказали в пресс-службе, подчеркнув, что соответствующее решение было принято сегодня. Также уточняется, что видеонаблюдение в зале, где находится картина, не было усилено. Оно останется таким же, как и в других залах галереи.
Выставочный проект "Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение" официально открылся для посетителей в понедельник. Он посвящен масштабной реставрации и возвращению картины Репина. Выставка будет открыта до 2 ноября 2025 года.
Судьба картины
Картина имеет непростую историю. Первый ее показ на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году стал огромным художественным событием - она сразу и навсегда породила ожесточенные споры.
Несмотря на восторженные отзывы критиков и других художников, ее раскритиковал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, который заявил, что это "художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма". Картина также не понравилась императору Александру III, который после ее просмотра выпустил резолюцию: "Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить ее по России и снять теперь с выставки". Считается, что это было первым случаем цензуры художественных выставок в России. Вскоре после этого полотно приобрел коллекционер искусства и меценат Павел Третьяков. В июле 1885 года запрет на его демонстрацию был снят, полотно выставили в Третьяковской галерее.
За 100-летнюю историю на картину дважды нападали. В 1913 году еще при жизни художника ее изрезал старообрядец Абрам Балашов. Репин даже приезжал в Москву для восстановления полотна.
Через 100 лет, в мае 2018 года, картину вновь повредил вандал - житель Воронежа Игорь Подпорин.
Работы по восстановлению начались сразу же. В 2019 году спасение полотна продолжили при помощи специального механизма - стола-трансформера, который разработали по индивидуальному проекту реставраторов музея. Процесс восстановления закончили лишь в мае 2022 года.
Картина приобрела прежний вид - тот, какой она имела до первого нападения более века назад.
Художники-реставраторы Андрей Голубейко и Александра Орловская выполнили все поставленные перед ними задачи и были удостоены за работу Государственной премии России в области литературы и искусства.