Кто отвечает за досуг учеников на каникулах

Можно ли задавать школьникам домашнюю работу на каникулы, собирать деньги на подарки учителям и кто должен организовывать и оплачивать экскурсии и другой досуг учеников? О правилах и нормах учебного процесса в рамках проекта «Образование: право возможностей» рассказывают руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко и руководитель Центра экспертизы РАО Дмитрий Метелкин.

Кто отвечает за досуг учеников на каникулах
© Парламентская газета

- Можно ли задавать домашнее задание школьникам на каникулы? Регламентирован ли объем домашней работы в зависимости от продолжительности выходных?

Наталья Бондаренко: Несмотря на то что прямого запрета задавать задание на каникулы или выходные дни нет, необходимо учитывать, что Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании» относит каникулы к академическим правам учеников и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

Исходя из этой правовой нормы, домашние задания в каникулярный период могут носить только рекомендательный характер. Не исключаю, что педагог, руководствуясь благими намерениями, может давать задания, чтобы на каникулах ученик наверстал упущенное, подготовился к продолжению обучения, олимпиаде и так далее. Вместе с тем требовать от обучающихся выполнения заданий на каникулах, то есть возлагать обязанность по освоению общеобразовательной программы — выполнение домашних заданий, участие в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом, — в каникулярный период является неправомерным. Более того, такие факты можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся.

- Есть ли обязанность у учителей, классных руководителей организовывать досуг школьников на каникулах? Могут ли они получать за это доплату?

Наталья Бондаренко: Каникулы являются рабочим временем педагогов, за исключением случаев, когда педагог находится в отпуске в этот период. Согласно приказу Минобрнауки от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», работу в каникулы учителя выполняют в пределах нормируемой части педагогической работы, которая была установлена до начала каникулярного времени.

Учителя в каникулярное время выполняют педагогическую, методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. В это время педагог выполняет другую педагогическую работу в рамках своего трудового договора и должностной инструкции, а также дополнительную работу с его письменного согласия и за доплату. Если до каникул учителю была установлена нагрузка 20 часов в неделю, она сохраняется на время каникул и оплачивается как в доканикулярный период, то есть доплата за время работы на каникулах не полагается — учитель должен выполнять те же обязанности, что и во время учебного периода.

Вместе с тем если работодатель просит учителя организовывать досуг в школе во время каникул в дополнительное время, превышающее основную нагрузку педагога и не содержащуюся в условиях трудового договора и должностной инструкции, то учитель может требовать заключения с ним дополнительного соглашения и дополнительной оплаты.

- Может ли руководство школы или классный руководитель предложить родителям учеников сдать деньги на украшение школы или на подарки учителям или директору? А также, возможно, на организацию поездок или экскурсий на каникулах?

Наталья Бондаренко: Согласно Конституции, гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с Законом «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. А к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Исходя из сказанного, ремонт образовательной организации, обеспечение охраны, комплексной безопасности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности являются непосредственной обязанностью образовательных организаций, и возложение такой обязанности на родителей воспитанников детских садов и учащихся школ не допускается.

Вместе с тем действительно распространена практика сбора родительскими комитетами взносов в так называемые фонды класса или группы, которые распределяются на различные цели — от подарков воспитателям и учителям до приобретения окон, мебели, техники. По Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» такой деятельностью признается добровольная и бескорыстная передача гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки. Возможность оказания благотворительной помощи и ее объемы определяются благотворителем самостоятельно.

Таким образом, если родитель желает оказать добровольную помощь школе, он может самостоятельно перечислить любую сумму на расчетный счет учреждения. Ни руководитель школы, ни родительский комитет не вправе устанавливать размеры пожертвований, а также требовать от родителей учеников внесения взносов, не предусмотренных законом. Кроме того, родительский комитет может принять решение о сборе денег только в отношении себя, а не в отношении родителей всех детей.

Сбор денег на поездки детей, участие в выездных мероприятиях школы также является добровольным — родители самостоятельно принимают решение об участии их ребенка в мероприятиях, которые организуются родительским комитетом вне программы школы.

- Могут ли родители организовывать внеурочную работу в школах, например кружок на основе своих знаний и умений?

Наталья Бондаренко: Под внеурочной деятельностью понимают разнообразные дополнительные занятия и внеклассные мероприятия, которые проводятся как в образовательной организации, так и за ее пределами. Спортивные секции, кружки, классные часы и все, чем занимаются учащиеся, помимо основных уроков, относятся к внеурочной деятельности. Каждая образовательная организация составляет план внеурочной деятельности на учебный год, который является составной частью основной образовательной программы и формируется с учетом запросов участников образовательных отношений и возможностей образовательной организации.

Цель внеурочной деятельности — не просто организация досуга школьников, а достижение определенных результатов освоения учебной программы — личностных и метапредметных. В том числе формирование основ патриотизма, активизация познавательного интереса, социализация и приобретение способности применять полученные знания в практической деятельности.

Внеурочная деятельность является частью образовательной программы, следовательно, ее не могут проводить лица, которые не имеют педагогического образования. Это вытекает из требований Закона «Об образовании». Вместе с тем родители играют важную роль в организации и поддержке внеурочной деятельности своих детей. Их участие способствует развитию личности, формированию навыков и интересов, а также помогает детям обрести уверенность в себе.

Таким образом, безусловно, родители могут быть привлечены к проведению внеурочной деятельности, но под руководством педагога образовательной организации.

- Чем отличаются общеобразовательный, профильный и предпрофессиональный классы?

Дмитрий Метелкин: В современном российском образовательном законодательстве в отношении общего образования закреплено понятие программ «с углубленным изучением отдельных предметов». Набор предметов, изучаемых на углубленном уровне, определяет тот или иной профиль обучения.

Соответственно, общеобразовательной или программой универсального профиля считается основная образовательная программа основного общего или среднего общего образования, в учебном плане которой отсутствует увеличение объема часов на профильные предметы. Изменение образовательной программы с включением туда учебного плана профильного обучения определяется возможностями образовательной организации при участии органов государственно-общественного управления.

Широкое распространение профильное обучение получило с середины 2000-х годов и предусматривало профилизацию, начиная с уровня среднего общего образования — 10-11-е классы. Но вскоре появилась так называемая ранняя профилизация, то есть углубленное изучение предметов на уровне основного общего образования — 5-9-е классы.

В последнее время широкое распространение получили так называемые предпрофессиональные классы, основная образовательная программа которых, наряду с обычным профориентационным компонентом, как правило, входящим в программу воспитательной работы, включает в себя учебные курсы или модули, связанные с расширением или углублением предметных знаний практической направленности, необходимых для успешного освоения следующего уровня образования — среднего профессионального или высшего. В некоторых случаях объем учебных курсов, реализуемых в рамках общеобразовательной предпрофессиональной программы, позволяет присваивать по окончании обучения определенные профессиональные квалификации. Включение предпрофессионального компонента в учебный план общеобразовательной программы возможно за счет части по выбору участников образовательных отношений.

- Как и когда школьнику нужно определиться с продолжением обучения после 9-го класса?

Дмитрий Метелкин: Для определения индивидуальной образовательной траектории по завершении обучения на уровне основного общего образования существует профессиональная ориентация, реализуемая в школе в рамках программы воспитания. Профориентация, как правило, предусматривает не только знакомство с содержанием различных видов профессиональной деятельности, участие в профессиональных пробах, но и рациональное планирование получения определенного уровня общеобразовательной подготовки, необходимого для освоения профессии.

Профориентационная деятельность должна проводиться в образовательной организации в течение всего периода реализации программы основного общего образования. Но наиболее целесообразно интенсифицировать усилия по профориентации с 8-го класса.

- Что такое элективные курсы, являются ли они обязательными к посещению?

Дмитрий Метелкин: В рамках основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования понятие элективного курса не закреплено. Эту роль в образовательных программах выполняют курсы по выбору участников образовательных отношений.

Решение о выборе и включении в учебный план тех или иных учебных курсов, модулей или дисциплин должно приниматься с учетом возможностей образовательной организации, с одной стороны, и образовательных запросов обучающихся и их родителей или законных представителей, с другой стороны.

После принятия решения о включении в учебный план учебных предметов, модулей или курсов их посещение является обязательным, так как они такая же часть образовательной программы, как и предметы обязательной части учебного плана.

- Насколько активно участвует родительское сообщество в мониторинге качества питания в школах и какие возможности есть у родителей в данной сфере?

Наталья Бондаренко: Росстандартом утвержден Предварительный национальный стандарт РФ «Рекомендации по организации мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях участниками образовательных отношений с привлечением независимой экспертной организации». По нему образовательная организация может создавать у себя общественную комиссию по мониторингу качества и безопасности питания. Комиссия формируется администрацией школы. Задачами мониторинга являются в первую очередь повышение качества питания, снижение неудовлетворенности родителей качеством услуг оператора питания и поставщика продуктов, установление диалога между ними, а также повышение их ответственности. Комиссия может формироваться из членов совета родителей, включать иных законных представителей детей, а также представителей независимой экспертной организации.

Мониторинг качества и безопасности питания может включать в себя один или несколько этапов. Первый этап мониторинга качества и безопасности питания проводится родительской общественностью и органами самоуправления общеобразовательных организаций, в том числе советом родителей, общественной комиссией по мониторингу качества и безопасности питания, комиссией по питанию, бракеражной комиссией. В случае обнаружения несоответствий качества и безопасности питания установленным нормам участник образовательных отношений может привлекать независимую экспертную организацию для проведения мониторинга качества и безопасности питания, включающего в том числе независимую экспертизу.

На вопрос, насколько активно родительское сообщество участвует в мониторинге качества питания школьников, ответить сложно, так как РАО не аккумулирует данную информацию. Вместе с тем через родительский комитет, законные представители обучающихся могут инициировать создание общественной комиссии по мониторингу качества и безопасности питания и контролировать качество еды, которая предоставляется их детям.