Чему учит "Святая семья" в Музее Рублева
В Музее имени Андрея Рублева свою новую выставку "Святая семья" называют флагманской, и не только потому что посвятили ее Году семьи и собрали уникальные экспонаты, самый ранний из которых практически ровесник крещеной Руси. Судя уже по названию, у проекта миссия, иначе не скажешь, - утверждать традиционные ценности. Возможно, представленным здесь мастерам Византии, Древней Руси или Средневековья в голову не приходило, что когда-нибудь кому-то надо будет специально объяснять, насколько непреложна роль мам и пап, не говоря уж про супружескую верность, - но времена бегут вперед, и вот уже святые семьи от Адама и Евы до русских княжеских родов смотрят со стен на нас с недоумением: ну, вы чего там?
Всего в экспозиции более 70-ти шедевров, больше просто не помещается в выделенные залы, но и этого хватило, чтобы подтвердить напоминание куратора выставки Марии Маханько: тема крепости семейных уз - как раз "одна из наиболее востребованных в восточнохристианском изобразительном искусстве".
В фокусе внимания иконописцев, разумеется, "ближний круг" Иисуса Христа - Богоматерь, его дедушка и бабушка - Иоаким и Анна. На одной из икон - костромская школа начала XVIII века - все Святое семейство в сборе, но известные сюжеты из их жизни идут не в хронологическом порядке, как принято в иконописи, а противопоставлены друг другу. В центре - Рождество Богородицы, но сразу под ним - бездетных Иоакима и Анну изгоняют из храма. В верхнем левом клейме Рождество Христа с младенцем в белые пеленах - а в правом верхнем Успение Богородицы, где тоже есть младенец в пеленах: душа Матери, которую принимает Сын. Что хотел сказать неизвестный костромской художник? Очевидно, что-то про любовь, про ту, которая долготерпит и милосердствует.
Чем больше присматриваешься, тем лучше понимаешь: выставка "Святая семья" - как гимн материнству. Начиная от византийской рукописи 1063 года с миниатюрами, изображающими святых братьев Маккавеев, зверски убитых за веру, до образа преподобного Серафима Саровского, написанного уже в XX веке, - везде рядом со святыми их матери. И все они смиренно принимают факт, что их дети им не принадлежат, и лучшее, что можно для них сделать - благословить на подвиги, даже на смерть.
Но выставка - не печальная "песнь в красках". Пожалуй, за последнее время в Музее им. Андрея Рублева впервые экспозиция с такой яркой и даже веселой палитрой. На памятниках Средневековья, на Древе Иессееве (родословной Иисуса Христа на иконе XVII века из собрания Третьяковки) особенно много ярко-красного и голубого.
"Часто приходится выбирать - мы делаем выставку красивой или историчной? - объяснила главный хранитель музея Оксана Смирнова. - На "Святой семье" художественное с историческим в противоречие на вступало".
Что еще делает выставку уникальной? Здесь кажется очевидным: история нашей страны всегда держалась на семьях. Львиная часть экспозиции - святые русские семьи. Княгиня Ольга, ее внук Владимир, братья Борис и Глеб, Сергий Радонежский, чьи родители также канонизированы, Петр и Феврония Муромские… И совсем забытые супруги - благоверные князь Михаил Тверской с княгиней Анной Кашинской. Их образы - на небольших двухсторонних медальонах, но, как известно, в самых маленьких деталях нередко самый смысл.
Тут речь об Анне. Мужа княгини зверски замучили в Орде, двум сыновьям и внуку отрубили головы и тела растерзали. Нечеловеческое испытание - перенести такое. Но Анна "в женском естестве мужскую крепость имела еси". Ушла навсегда в монастырь, сохранив память и веру. Но и после смерти ее ждали испытания: то целый Собор в Москве объявил ее святой, то вдруг упразднил канонизацию (поскольку ее чтили и старообрядцы). Возносили, забывали - а в начале XX века вспомнили опять. Смутные шли времена - и образ жены и матери, потерявшей близких, но не сломленной, оказался именно тогда нужнее всего. Не случайно один из медальонов выплавлен из меди как раз накануне Первой мировой… Есть, о чем задуматься.
Выставка "Святая семья" открыта до 24 февраля.