Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Какие изменения ждут чеховскую усадьбу Мелихово

Чехов не любил заборы. Свой личный рай, Мелихово, он больше всего ценил за то, что ему здесь "горизонт видно". В марте 1892 года Антон Павлович, после путешествия на Сахалин, устав от вечных скитаний по съемным квартирам, перебрался в Подмосковье, о чем в письмах сообщал друзьям: "Чистим, моем, красим, обновляем".

Такое же настроение царит здесь и сейчас, спустя более чем 130 лет. На реставрации главный усадебный дом, флигель-кухня, флигель, в котором была написана "Чайка", баня, пожарный сарай, заканчивается отделка визит-центра. Но музей открыт: к Чехову по-прежнему толпы. Какие еще перемены ждут Мелихово, генеральный директор музея-усадьбы Анастасия Журавлева рассказала и показала "РГ".

Каков финал всех изменений - усадьба будет восстановлена в том виде, какой она была при Чехове? Но когда здесь задумывали музей, сохранился лишь флигель "Чайка", построенный Антоном Павловичем.

Анастасия Журавлева: Мы делаем все с максимальной исторической достоверностью, благодаря тому, что осталось немало сведений. Когда создавали музей, к счастью, была жива сестра Мария Павловна. Она рисовала планы, делала пометки, вела переписку с директорами музея, отвечая на их вопросы. Активно помогал племянник писателя Сергей Михайлович. У нас есть еще один замечательный источник - чеховские письма. Чехов включал в них все возможные подробности - природные, сельскохозяйственные, бытовые. А отец Павел Егорович Чехов вел дневник, в котором фиксировал все, что происходит в Мелихове каждый день, начиная от температуры воздуха и заканчивая, кто приезжал и сколько блинов съел.

Как теперь узнать, какими обоями были оклеены стены в чеховском доме?

Анастасия Журавлева: Когда ремонтировали флигель, в подполье нашли обрывки газет с обоями. На одной из газет стояла дата 1897 год - это время, когда Мария Павловна переклеивала обои, готовила флигель к приезду Антона Павловича. Они четкие - видны цвет, рисунок, теперь они лежат у нас в фондах. По этим обрывкам делали новые образцы и печатали обои на обойной фабрике. Есть фотографии, которые дают представление, что в кабинете Чехова не было цветочных обоев. Но когда дом построили в 1960 году, ими оклеили кабинет. В течение многих лет на старых фотографиях - чеховский кабинет цветочный. Психологически было сложно перестроиться, отказаться от цветочков и вернуться к варианту, который подтвержден документально. Пришлось переклеивать.

Почему Мелихову понадобилась такая большая реконструкция?

Анастасия Журавлева: Мелиховский музей в 2025 году отметит 85-летие. И за это время он не только прирастал историческими усадебными постройками, но и административными, вспомогательными зданиями. Каждому из них растущий музей был рад, но в итоге в его архитектуре оказалось слишком много наслоений разного времени. Есть здания 90-х годов со "случайной" архитектурой или 2010-х годов, стилизованные под старые постройки. Получается архитектурная какофония. Если набрать в поисковике "Мелихово", то везде появляется здание концертно-выставочного зала с памятником Чехову возле него. И многие ассоциируют с ним главный дом - чеховский дом. А бродя по усадьбе, спрашивают, где же тот самый дом с итальянскими окнами. Чеховская усадьба очаровательна именно своей простотой, даже наивностью. Нужно это только подчеркнуть.

Если говорить о реставрации, то в ней нуждались многие объекты, ведь некоторые из них - флигель-кухня, пожарный сарай, почтовая станция - не реставрировались ни разу. Самое ощутимое изменение касается инженерных сетей. Так, после реставрации все объекты будут отапливаемыми, а значит, будут доступны для посещения круглый год.

Посетителей не отпугивает стройка?

Анастасия Журавлева: Нет, люди едут. Все объекты сразу мы не закрываем. Билеты на мелиховскую елку уже почти раскуплены. Наш театр работает. Заметьте, в этот реставрационный и строительный год число посетителей выросло со 170 тыс. до 220 тыс. Когда все закончится, ждем 350 тыс. посетителей. Мы очень сильно переживали, когда входили в стройку, что пойдет волна негативных отзывов - дескать, "перепортили, перемерзили", как, помните, в "Черном монахе", все перекопали, Мелихово погибает. Но люди очень лояльны. Мы прикладываем все усилия, чтобы минимизировать неудобства, и спасибо гостям, что они воспринимают это с пониманием. Но закрыть музей на два года невозможно. Реставрация - это тоже жизнь музея.

Главный дом сейчас находится на реставрации, его экспонаты переехали в театрально-выставочный зал, где открылась выставка "Дорогой, многоуважаемый… Дом!". Какие раритеты вы там показываете?

Анастасия Журавлева: Главное преимущество этой выставки, что экспонаты из мемориального дома можно рассмотреть максимально близко. Например, раритет - красную семейную сахарницу, принадлежавшую матери Антона Павловича. Она буквально переезжала за семьей, начиная с Таганрога. Чайная пара Чехова - в мемориальном доме она стоит далеко на столике. "Умный" кофейник, подаренный младшим братом, в котором кофе варили на спиртовке. Сам Антон Павлович его не любил, но огорчать Михаила не хотел, поэтому, когда тот уезжал из Мелихова, варил кофе в обычном кофейнике - вообще писатель был кофеманом, а не чаелюбом. Мы даже знаем его любимый сорт кофе - мокко. Показываем пленэрный зонтик и художественные принадлежности Марии Павловны, знаменитый мелиховский белый картуз писателя, пальто Антона Павловича, которое потом перешло к его брату Михаилу. Семейный столовый сервиз, орнамент с которого будет воспроизведен в нашей новой сувенирной линейке.

Все остальное бережно запаковано и отправлено в фондохранилище. Сколько всего экспонатов в фондах?

Анастасия Журавлева: В Мелихове более 30 тыс. экспонатов. Мы показываем около 3000. Много живописи, сценография, костюмы, предметы быта, большая библиотека. Очень ждем начала проектирования Чехов-центра - музейно-театрального комплекса, который будет включать театральный зал, выставочные залы и полноценное фондохранилище, что решит проблемы музейной инфраструктуры. Он будет построен на территории соседней усадьбы, где разрешено строительство для музейных нужд. В галерее Чехов-центра планируем реализовать систему открытого хранения фондов.

Появятся ли новые постоянные экспозиции после реконструкции?

Анастасия Журавлева: В планах четыре новых экспозиции, посвященные истории чеховской семьи и ее переезда в Мелихово, мелиховскому семилетию Чехова, мелиховскому саду. Отдельная экспозиция "Музей музея" расскажет историю самой мелиховской усадьбы, со всеми историческими метаморфозами "усадьба - колхоз - музей".

Музейные маршруты тоже придется перестраивать?

Анастасия Журавлева: Сейчас мы работаем над тем, чтобы выстроить драматургию пространства и создать новые сценарии посещения усадьбы. Главный принцип, который мы хотели бы воплотить, уже сформулирован самим Чеховым: "Тут всё в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься - и впечатление маленького исчезает". Хотим, чтобы наши гости уезжали из музея именно с таким ощущением и от Мелихова, и от Чехова.

Семья Чеховых отличалась исключительным гостеприимством. Корней Чуковский в своей книге "Чехов" писал, что ни одна усадьба не видала такого нашествия гостей, как скромное чеховское Мелихово. Известно, что гости попадали в усадьбу с другой стороны. Где теперь будет въезд в Мелихово?

Анастасия Журавлева: Со стороны "красных" ворот, как было при хозяине. Попадать в музей гости будут через визит-центр, а в чеховскую усадьбу - от исторического входа через сиреневую аллею, никуда не сворачивая прямо до главного дома. Это принципиально поменяет сценарий восприятия чеховского пространства.

Когда увидим обновленное Мелихово?

Анастасия Журавлева: Сейчас самый напряженный период - 7 объектов на реставрации. Два из них - Баня и Пожарный сарай - будут сданы до конца 2024 года. В мае 2025 года откроются флигель-кухня, главный дом, флигель "Чайка". К концу 2025 года отреставрируем избу-людскую с экспозицией "Амбулатория" и Почтовую станцию. Весной примет посетителей новый визит-центр и благоустроенная входная зона музея. Важно, что все новые постройки максимально лаконичны, они не отвлекают глаз посетителя от главного - того, ради чего он приезжает в Мелихово. Делаем все максимально эргономично и в то же время чтобы было удобно и сотрудникам, и посетителям. С трепетом к этому месту, поэтому без спешки.

Наглядно

Что еще появится в мелиховском музее?

Визит-центр - встречающий центр с кассами, кафе, туалетами, комнатами матери и ребенка, сувенирным магазином, камерами хранения.Там же будет кабинет для экскурсоводов с зоной отдыха. Музейно-театральный комплекс "Чехов-центр", включающий современные театральный и выставочные залы, галереи открытого хранения, музыкальную ротонду, библиотеку и фондохранилище.Кафе для посетителей и экскурсионных групп, где кроме блюд русской кухни будут подавать тематические сеты и блюда по рецептам чеховской семьи.Парковка перед визит-центром на 60 машин. На подъезде к усадьбе еще одна парковка на 90 машин и отдельная парковка для экскурсионных автобусов.Многофункциональный арт-кампус на 70 человек, который будет принимать участников фестивалей, арт-резиденций, детских тематических лагерей и тех, кто хочет остановиться в Мелихове на 2-3 дня.Прогулочная зона у Большого пруда. Атмосферная часть чеховской усадьбы, пока скрытая от посетителей. В планах устроить здесь открытую сцену - летний фестивальный театр "Чайка". И как в ремарке у Чехова - "открывать занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна".Будет благоустроена вся территория музея: проложена дорожечная сеть, восстановлены усадебные аллеи, появится много открытых зеленых пространств, устроена тематическая детская площадка, и гости музея смогут прогуливаться по любому из трех мелиховских садов: мемориальному, литературному и театральному.

Кстати

Что сейчас открыто?

В Мелихове доступны экскурсии по усадьбе, открыты экспозиции "Амбулатория", "Мелиховская школа", литературная экспозиция "Кухня писателя", выставка раритетов чеховского фонда "Дорогой, многоуважаемый… Дом!", спектакли мелиховского театра "Чеховская студия" для взрослых и детей, интерактивные занятия и мастер-классы.

Дословно

О чем писал Чехов из Мелихова

Издателю Алексею Суворину, март, 1892:

Отсюда, издали, люди кажутся очень хорошими, и это естественно, потому что, уходя в деревню, мы прячемся не от людей, а от своего самолюбия, которое в городе около людей бывает несправедливо и работает не в меру. Глядя на весну, мне ужасно хочется, чтобы на том свете был рай.

Одним словом, минутами мне бывает так хорошо, что я суеверно осаживаю себя и вспоминаю о своих кредиторах, которые когда-нибудь выгонят меня из моей благоприобретенной Австралии. И поделом!

Суворину, апрель 1892:

У меня гостит художник Левитан. Вчера вечером был с ним на тяге. Он выстрелил в вальдшнепа; сей, подстреленный в крыло, упал в лужу. Я поднял его: длинный нос, большие черные глаза и прекрасная одежа. Смотрит с удивлением. Что с ним делать?

Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: "Голубчик, ударь его головкой по ложу..." Я говорю: не могу. Он продолжает нервно пожимать плечами, вздрагивать головой и просить. А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его.

Одним красивым, влюбленным созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать.

Актрисе и подруге Лидии Мизиновой, июнь 1892 г.:

Вчера ели уже вареники из вишен с кружовенным вареньем. Кстати, о варениках. Мой сосед Вареников во что бы то ни стало хочет купить у меня этот участок. Отдает все постройки на снос, разрешает нам жить здесь до будущей зимы и заплатит, вероятно, не менее 10 тысяч. Каково? Я жажду переселиться в тот участок… Канталупа, я знаю: вступив в зрелый возраст, вы разлюбили меня. Но в благодарность за прежнее счастье пришлите мне три тысячи. Это вас ни к чему не обяжет, я же не останусь в долгу и пришлю вам зимой сливочного масла и сушеных вишен... Ну, до свиданья, кукуруза души моей.

Сергею Петрову (архимандриту Сергию), 1897 г.:

Живу я теперь, как Вам известно, в деревне, в собственном имении, заложенном в земельном банке, живу здесь лето и зиму и, когда становится скучно, уезжаю во едину из столиц. Я по-прежнему не женат, не богат, все еще не седею, не лысею. Отец и мать при мне; постарели, но не очень. Сестра летом живет дома и занимается хозяйством, зимою учительствует в Москве. Братья служат. Имение у меня не важное, не красивое, дом небольшой, как у помещицы Коробочки, но жизнь тихая, не дорогая и в летнее время приятная.

Суворину, январь 1894 г.:

Про Сократа легче писать, чем про барышню или кухарку.

Суворину, август, 1892:

Будь я политиком, никогда бы я не решился позорить свое настоящее ради будущего, хотя бы мне за золотник подлой лжи обещали сто пудов блаженства.

Немировичу-Данченко, май 1898:

Мои лошади то и дело жеребятся, мочи моей нет. Тебе придется нанять ямщика за целковый и потом, после езды на тарантасе, по нашей дороге, дня три поглаживать себе низ спины. Кстати сказать, у нас скоро будет шоссе. Уже утверждено в земском собрании и подписано.

Суворину, август 1898:

28 августа я не буду у Толстого, во-первых, оттого, что холодно и сыро ехать к нему, и во-вторых - зачем ехать? Жизнь Толстого есть сплошной юбилей, и нет резона выделять какой-нибудь один день; в-третьих, был у меня Меньшиков, приехавший прямо из Ясной Поляны, и говорил, что Л.Н. морщится и крякает при одной мысли, что к нему могут приехать поздравители; и, в-четвертых, я не поеду в Ясную Поляну, потому что там будет Сергеенко. С Сергеенко я учился вместе в гимназии; то был комик, весельчак, остряк, но как только он вообразил себя великим писателем и другом Толстого, то стал нуднейшим в мире человеком.