Без радости новых открытий
Продолжает проект «Забытые пьесы МХТ» Школа-студия МХАТ. В этот раз молодые артисты прочли пьесу «Унтиловск» Леонида Леонова, написанную в 1928 году. Безусловно, это драматургия своего времени, и автор пишет о ретроградах — провинциальных людях, которые изо всех сил сопротивляются энергии молодой советской страны. Пьеса фактически забыта. Справедливо ли это? Может ли такой материал интересовать зрителя в наши дни или такие произведения никогда не выйдут за хронологические рамки, оставшись драматургией на злобу дня, и будут пылиться в архивах, как и другие исторические документы, свидетельства ушедшей эпохи?
Об этом можно, конечно, спорить. Но волнует и другой вопрос: почему в репертуарах театров сейчас одни и те же названия? Пусть у каждого режиссера есть своя трактовка произведений, но только что в столице практически одновременно состоялись две премьеры чеховской «Чайки». Одна классическая, в МХТ имени Чехова, поставленная художественным руководителем Константином Хабенским, другую — «с продолжением» и острыми решениями — выпустил Константин Богомолов. Уже известно, что над пьесой работает Андрей Кончаловский в Театре имени Моссовета, и, по закулисным разговорам, в этом сезоне запланировано еще три постановки в разных храмах Мельпомены. То же и с романом «Мастер и Маргарита» — вышел спектакль в Театре на Малой Ордынке, готовится премьера в Театре Российской армии.
Что «Чайка», что «Мастер и Маргарита» — произведения, безусловно, классические. Но чем объяснить массовый интерес режиссеров к одному материалу? Только ли тем, что вечная классика искренне волнует и зрителей, и творцов, или же это просто беспроигрышный выбор? Знаменитые произведения точно привлекут зрителей, и не надо будет усиленно рекламировать постановки, как в случае с малоизвестными пьесами. Однако уже слишком давно не слышно новых имен драматургов, отражающих наше время, да и современную литературу ставят редко.
Обращаться к культурному коду нации необходимо. Так мы сохраняем наследие, бережем традиции, передаем ценности из поколения в поколение. Но когда игры с классикой заменяют творческий поиск, а театр сосредотачивается только на великих произведениях, не зажигая новых звезд, он перестает быть живым, и уже сложно его назвать зеркалом жизни. Да и не все авторы сброшены с корабля современности заслуженно. Прекрасный пример возрождения памяти — творческая лаборатория «Ликбез» Театра на Таганке, где молодые режиссеры переосмысливают малоизвестные советские пьесы. После в репертуаре появляются новые спектакли, а реакция зала показывает, что материал волнует публику и сейчас.
Хотелось бы видеть чаще на сценах не произведения, известные каждому со школьной скамьи, а драматургию иную, неожиданную. Да, можно искать новые акценты, перетасовывать материал и поражать публику оригинальностью подхода. Но только развития здесь нет, лишь попытки собрать другую картинку из тех же деталей пазла. Как искусство живое, трепетное, театр, как ни один другой вид творчества, предполагает новизну. Кроме Островского, Пушкина, Чехова, Булгакова, которые стали рекордсменами по обращению к ним в последнее время, в истории есть множество других талантливых авторов. Хочется надеяться, чаяния зрителей будут услышаны за кулисами, и мы увидим больше разнообразия в театральном репертуаре.