Выставка французской рекламной афиши открылась в Нижнем Новгороде
Экспозиция «Калейдоскоп французской жизни. Афиша XIX – начала ХХ века» из собрания Государственного музея Пушкина представляет произведения художников, чьё творчество стало идеальным образцом коммерческой рекламы. Это работы великих мастеров – от Тулуз-Лотрека до Альфонса Мухи, моделями для которых стали знаменитые французские актрисы. Спасённые чудом Куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства музея Пушкина, хранитель коллекции плакатной графики Ирина Никифорова рассказала, что, несмотря на то, что рекламную французскую афишу знают во всём мире, в подлинниках её мало кто видел. И для неё путешествия этих бесценных экспонатов – всегда волнение. «Признаюсь, для меня, когда они в папках, они целее. Я всегда волнуюсь, как они переживут выставку. Афиши изначально не были рассчитаны на музейное существование. Их судьба – провисеть один день, а потом под солнцем и ветром исчезнуть. И если бы не коллекционеры, мы бы их вообще не увидели! Наша коллекция происходит из собраний известного знатока гравюры Павла Эттингера и представителя российского предпринимательства Фёдора Фёдорова, которые собирали то, что называется коммерческим искусством», – поделилась куратор. Она рассказала, что уникальные плакаты, представленные на выставке, сотрудники музея открыли только в начале 2000‑х годов, разбирая свёрнутые рулоны и папки. «Если бы не наши реставраторы, они могли бы погибнуть, потому что бумага пересыхала и могла рассыпаться в прах, а чернила выцветали. И наши кудесники восстанавливали эти афиши с большим тщанием, иногда просто собирая по кусочкам», – поделилась хранитель. Двигатель торговли На выставке представлены работы художников, прославивших жанр коммерческой рекламы. Это и пионер иллюстрированных объявлений Поль Гаварни и отец художественной афиши Жюль Шере. А также великие представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха. Особый интерес представляют работы карикатуристов Адольфа Виллета и Гюстава Жоссо. «Эти афиши являются уникальными документами эпохи. Они иллюстрируют всё многообразие французской жизни: быт, моду, нравы, развлечения, коммерцию, политическую борьбу, искусство. Это фейерверк персонажей – тех, кого бы мгновенно узнали современники», – рассказала искусствовед. Открывает экспозицию раздел «Живопись улиц». Он посвящён образу Парижа – города, в котором можно купить всё! И всё это рекламировалось на плакатах, которые ежедневно расклеивали на афишных тумбах, заборах, витринах магазинов. В Париже были даже специальные рекламные фургоны и тележки и живая реклама – люди с плакатами на груди и спине. Рекламировали всё – от зубной пасты до полушарлатанских микстур и «шоколада со вкусом рая и вина», а также «дающих вдохновение» чернил и сверхчистого керосина для ламп. Особой любовью французов пользовался политический плакат и карикатуры. Иногда настолько острые, что изымался весь тираж. Им посвящён раздел «Социальная сатира художников-анархистов». На рубеже XIX-XX веков художники Теофиль Александр Стейнлен, Гюстав-Анри Жоссо, Жюль Гранжуан сатирично откликались на все события в стране. Адольф Вийетт поразил современников, изобразив благоговейное поклонение набожного ребёнка рекламе пива на телеграфном столбе, а «король карикатуры», Каран д’Аш (Эммануэль Пуарэ) был первым, кто лишил этот жанр тяжеловесности и вычурности, сделав лёгким, «как шампанское». Красавицы Парижа Самый игривый раздел выставки – «Cоблазны и развлечения». Он рассказывает историю представлений в кабаре и театрах. Шансон, варьете, канкан – с рекламных плакатов на зрителей бросают манящие взгляды королевы индустрии развлечений легендарных «Ша Нуар», «Мулен Руж», «Казино де Пари» и других заведений, попасть в которые мечтали гости французской столицы. Завершает экспозицию раздел «Музы коммерции» – моделями для рекламных плакатов были известные красавицы Парижа. В их числе танцовщица Лиан де Пужи, последняя куртизанка Парижа Каролина Отеро, легендарная фотомодель Клео де Мерод, Лина Кавальери, которая снискала славу самой красивой женщины мира, и многие другие. Наряды, украшения, краски для волос – что только они не рекламировали, вызывая у дам желание срочно отправиться в магазин. Теперь увидеть их в рекламных образах смогут и нижегородские зрители. Посетить выставку можно до 23 февраля. 18+