Как жительница Тюмени продвигает редкое для Сибири кружевоплетение на коклюшках
В наши дни купить можно практически все, кроме здоровья и счастья. Тем ценнее и удивительнее считаются рукотворные вещи, сделанные от души, с чистой энергией. С недавних пор тюменка Елена Алякина погружена в редкий для Западной Сибири промысел - кружевоплетение на коклюшках. О том, как к нему пришла и почему в него поверила, в материале "РГ".
После рабочего дня у Елены каждая минута на счету: дома ее ждет вторая смена, творческая. Едет в маршрутке на свою Лесобазу после занятий в автошколе (более 20 лет она учит курсантов правилам дорожного движения) и предвкушает, как после общения с семьей переместится в рукодельный угол, придвинет к дивану подставку с валиком и наколотым на него рисунком и начнет перебирать, словно верующий четки, березовые палочки-коклюшки. Если прислушаться, можно уловить бит деревянной музыки. Несколько часов - и в руках мастерицы кусочек изящного кружева из тончайшей нити, какое впору носить во дворцах. Плетение на коклюшках - занятие для сибиряков не исконное (кружевными центрами в России слыли Вологодская, Рязанская, Кировская, Липецкая, Тульская, Нижегородская области). В здешних местах изначально бытовали такие промыслы, как изготовление махровых ковров, домовая роспись и резьба по кости. Пять лет Елена с удовольствием развивает "привозное", давая мастер-классы, участвуя в фестивалях и выставках, представляя регион на конкурсах.
Елена - символист: обращает внимание на символы, знаки и подсказки судьбы. Увлечение кружевоплетением (в мире рукоделия оно считается достаточно элитарным, поскольку изначально имело дело с серебряными и золотыми нитями), оказывается, не с потолка взялось - жизнь подталкивала будущего педагога к звонким палочкам. Хорошо, привела куда следует, не дала свернуть.
- Мне 13 лет, хожу в художественную школу. Однажды получаю задание подготовить доклад по картине Василия Тропинина "Кружевница". Это был первый звоночек. А потом мама заказала себе косынку и мне школьный воротничок у мастерицы из Казанского района, соседнего с родным Ишимом. Вещь безумно дорогая, берегла ее, она до сих пор у меня хранится. Плести училась студенткой, уроки давала дочь хозяйки, где я квартировала. Признаться, занятие навевало скуку - мне бы, 18-летней, по Тюмени гулять, а я сижу-грущу над валиком. Кто бы знал, что без ума влюблюсь в промысел в зрелом возрасте! Но так и случилось - на праздновании 75-летия Тюменской области, - рассказывает Елена.
На площади 400-летия Тюмени, как водится, в юбилей установили ремесленные палатки. В одной сидела девушка Женя Крайс, плела салфеточку, рядом стоял свободный станочек: присаживайся, пробуй сделать плетешок (элемент в кружевоплетении, ровный шнурочек. - Прим. ред.). Вот Елена и притормозила у знакомого оборудования. Оказалось, руки помнят. Более того, хотят много и усердно трудиться.
- "Коклюшечных университетов" я не оканчивала - у кого-то подсматривала, у кого-то спрашивала, искала литературу, выписывала схемы-сколки. Так и росла, со временем увеличивая скорость плетения, пробуя разные техники, выдумывая необычное. Кировское, мценское, михайловское, французское, мальтийское кружево, ростовский крест - все разгадала. А вещицы - их много, на любой вкус, - добавляет мастер.
Изделия Алякиной будто из журналов высокой моды. Признаться, даже в руки брать боязно. Да что там руки - дышать стараешься осторожно, ведь ажурная красота напоминает снежинки. Но хозяйка не запирает их под замок - все использует в жизни, неизменно вызывая восхищение родных и незнакомых людей. Куда бы ни вышла в новом, везде будет королевой! Серьги, колье, ободок, жабо, галстук, митенки, авторская отделка "Сузге" по примеру украшения изю для татарского женского наряда, наплечная косынка, сумочка, жилет - настоящее пиршество для тех, кто понимает, что такое рукотворные кружева и сколько они могут стоить. Праздничные салфетки, подстаканники, фигурки птиц и зверей в рамах под стеклом - радость для стола и стен дома.
Не будем забывать: полотно создается только с помощью палочек из разных пород дерева, льняных и шелковых нитей, мулине, люрекса или бити (бить - дождик на елку), а также иголочек для крепежа. Работа ювелирная, кропотливая, многотрудная. Героиня сравнивает ее с той, когда земля родит алмаз. Сколько всего должно произойти, чтобы человеку достался драгоценный камень! Одну жилетку Елена, например, плела девять месяцев - как ребенка выносила, получается. Подвиг, красящий женщину. Уметь работать руками, создавать не только нужное-полезное, но и великолепное - это же здорово!
- Евгения Крайс, знаю, переехала в другой регион, и вы теперь, получается, на всю Тюменскую область одна кружевница? - спрашиваю у мастерицы, которая демонстрирует чудеса жонглирования палочками на камеру.
- Есть еще, но они почему-то прячутся. У меня же словно новая жизнь теперь - плету, показываю, рассказываю, как повторить, - признается она.
Кстати, сейчас рукоделие, чуждое не только Сибири, но и ближайшим территориям, видимо, будет укреплять позиции. На Всероссийский конкурс "Урал мастеровой", прошедший в Челябинске в сентябре, впервые за долгое время вернули номинацию по кружевоплетению, где Алякина заняла третье место. Теперь готовится к новым стартам. В конце года молодежный театральный центр "Космос" представит перфолекции, спектакли и другие формы научно-обоснованного искусства в рамках проекта "Театр + наука". Кружевница стала партнером челябинского режиссера (пока одна плетет и рассказывает истории про промысел, вторая придумывает, как это подать зрителям). Впереди и большой конкурс во имя наставников, придуманный в курганском Доме ремесел: каждый мастер готовит для него по красной бусине диаметром 12 см, чтобы нанизать на общую леску, объединяющую промыслы, ремесла, техники со всей страны. Бусина из алякинского кружева еще не готова, но есть предчувствие: это будет нечто фантастическое!