Никита Михалков: "В кино я всю жизнь работал театральным методом"
Впервые с пьесой о двенадцати присяжных Никита Михалков познакомился в училище. Тогда им, студентам Щукинского, нужно было ставить отрывок. И Михалков выбрал для постановки пьесу "12 разгневанных мужчин". А на роль того присяжного, который идет против всех, пригласил своего друга и однокурсника Колю Бурляева. Спустя полвека народный артист России Николай Бурляев исполняет эту же роль в спектакле "12". И это единственный театральный проект, в котором он согласился участвовать. В 2007 году был снят фильм "12". Здесь Михалков был и автором сценария, и режиссером. И теперь вот спектакль… - Когда шли съёмки фильма, когда писался сценарий, тогда уже была в голове мысль о том, что когда-нибудь этот материал превратится и обретёт форму спектакля, – говорит Михалков. – Дело в том, что мы рассматриваем вечные проблемы, которые никуда не исчезли. Проблема возможности человека и желания человека потратить силы, средства, своё время, на другого человека. Это вопрос, который существует со дня вообще возникновения жизни на земле. Кроме того, проблемы ведь остались во многом теми же, но ещё и усугубились в сегодняшней ситуации. Поэтому я считаю, что это очень современный спектакль. Никита Сергеевич, ну это ведь две большие разницы: режиссура кино и режиссура театра. Вы всю жизнь снимали кино, и вдруг... Не такая и большая разница. Я всю жизнь работал театральным методом. Много репетировал и старался быстро снимать. Мы репетировали сначала в комнате, потом мы репетировали на площадке. Потом я одевал их всех, говорил: "Давайте загримируемся, ещё раз пройдём. Теперь давайте со светом". И наступает момент, когда актеры абсолютно привыкают к происходящему, и уже нет у них зажима и необходимости думать, как они выглядят. "Давайте пройдём от начала до конца" . И вот наступает момент, когда, совсем шутя, играя, прошли все, и я говорю: "Все, снято". Это театральный метод, и я считаю, что для меня единственно возможно так снимать. Было время, когда пленки было мало и, так сказать, экономили. Мы даже хлопушку снимали, не включая мотора, чтобы не гонять лишние несколько кадров. Потом появилась цифра и возможность снимать много дублей. Это развращает довольно сильно. Давайте так, а давайте так, а потом выберем. Это значит, ты не очень понимаешь сам, чего хочешь. А когда режиссёр не очень уверен в том, что он хочет, это кончается тем, что, в общем-то, всем остальным тоже без разницы. Поэтому я все равно репетирую долго. Допустим, на сцену полагается неделя. Когда я начинал работать, то директор картины – раньше были директора, а теперь продюсеры – нервничал, что я один день репетирую, второй, третий, четвертый… Но когда я четыре дня репетирую из семи дней отпущенных, а потом 20 минут снимаю и говорю: " Все, снято", – то все равно это экономия времени. В принципе, я люблю длинными кусками снимать. Я люблю общие планы, но для того, чтобы снимать на общем плане длинную сцену, там должно быть так все внутри организовано, чтобы зритель, посмотрев в любой угол, не увидел лажу. Так и в нашем спектакле – вы можете смотреть в любую часть сцены, там идет постоянная работа, люди живут, каждый занят своим делом, каждый честно играет свою роль. Но сейчас у вас в основном планы театральные? Не скажу, что в основном, но театром я сейчас занимаюсь вплотную. Мы доделываем ремонт и должны открыть театр на Поварской улице, который строится уже три года. Это совсем рядом с домом, где я детство провёл, там памятник отцу моему, все вместе собралось. И на сцену этого театра я бы очень хотел перенести "Механическое пианино", которое я ставил в Италии с Мастрояни. Артемьев, к сожалению, ушедший, написал замечательный мюзикл "Раба любви". Спектакль "На дне" должен выйти у нас на сцене. Так что планов много… А как обстоят дела с созданием Евразийской киноакадемии и ее премией – аналогом "Оскара"? Идея жива, но это решается на правительственном уровне. В её реализации, насколько я знаю, принимает участие Индия, ну и страны ближнего зарубежья. Есть оргкомитет, этим занимается содружество Министерства культуры и Российского фонда культуры. Сейчас идёт такая установочная работа, постепенная, с Комитета и так далее. И весной, надеюсь, состоится презентация проекта. Премия будет называться "Бриллиантовая бабочка". И на октябрь, по-моему, на октябрь запланировано вручение первой награды. Это будет дорогая награда. Дело в том, что "Оскар" не даёт денег, но, получив "Оскар", ты становишься просто дороже. А "Бриллиантовая бабочка" премия молодая, поэтому она будет денежной, серьёзной в денежном выражении, потому что мы хотим, чтобы она действительно стала значимой для кинематографистов, и им было выгодно и интересно принимать участие.