В Вологде представили словарь поэзии Николая Рубцова

В областной библиотеке прошла презентация «Словаря языка и рифм поэзии Н. Рубцова» (справочные издания не подлежат маркировке возрастными цензами). Его создал череповецкий исследователь, доктор филологических наук Михаил Сидоренко.

В Вологде представили словарь поэзии Николая Рубцова
© Вологда.рф

«Это был труд всей жизни Михаила Ивановича. Он умер в 2000 году, и словарь был издан уже после его кончины тиражом 500 экземпляров, который осел в основном в библиотеках. Мы решили исправить ситуацию, чтобы словарь стал доступен всем поклонникам творчества поэта», — говорит Елена Рогачёва, директор ИД «Порт-Апрель».

Издание книги поддержали наследники, ученики и коллеги Михаила Ивановича. Елена Васильевна и сама училась у него.

«Они были очень схожи — Николай Рубцов и Михаил Сидоренко. Оба родились в 1930-е годы. Застали военные лишения. Оба ершистые, сложно сходящиеся с людьми. Михаил Иванович имел невероятный поэтический кругозор и мог по любой строке угадать автора. Еще в 1970-х годах, когда "закваска" рубцовской поэзии только начала расходиться по народу, Михаил Иванович, доселе считавший лучшим поэтом Исаковского, пришел в аудиторию филфака и сказал: "Ребята, у нас появился гений". И пошло-поехало!» — рассказывает Елена Рогачёва.

В непростой работе над словарём филолога выручала невероятная целеустремлённость.

«Коллеги прозвали его Михаил Воеваныч — за ершистый характер. Но как же его любили студенты!» — вспоминает Елена Рогачёва.

Сама идея словаря, одновременно и толкового, и частотного, и сочетаемости слов лексической и синтаксической, уникальна. Михаил Иванович анализирует, в каком значении употребляет то или иное слово Николай Рубцов, приводя конкретные примеры из его текстов. Скажем, слово «добро» у поэта употребляется в четырёх разных значениях. Первое — «то, что хорошо, полезно». Пример: «За то, что там к печали и добру/С улыбкой на лице и со слезами/Ты с кораблем прощалась на ветру...» Второе — «хорошее, доброе дело». Пример: «За всё добро расплатимся добром». Третье — «имущество, вещи, пожитки». Пример: «И живём без лишнего добра». Четвёртое — «хорошо». Пример: «Жизнь порой врачует душу…/Ну и ладно! И добро». Интересно, что в первых трёх случаях слово «добро» — существительное, а в последнем — наречие.

На очень интересные мысли наталкивает анализ количественного употребления тех или иных слов. Самое частое по употреблению слово — «ветер» (99 раз), чуть реже — «душа» (98 раз), «ночь» (88 раз). Редко встречаются слова «уют» (восемь раз), «мама» (10 раз). А слово «отец» употребляется с той же частой, что и слово «коммунизм», — всего лишь шесть раз. Сразу ясно, как жил поэт: бесприютно, без уюта, сиротой, как ветер в поле. При этом у Николая Рубцова практически не встречается слов с негативной окраской. К примеру, он ни разу не употребил слова «отвратительный» и «негодяй».

«Очень важно, что мы провели презентацию не только в Череповце, где жил и работал Михаил Иванович, но и в Вологде — в городе, который как никто помнит Рубцова. На презентацию пришли как люди старшего возраста, так и студенты. Была и одна выпускница Михаила Ивановича. С молодёжью мы говорили о сквозных образах поэзии Рубцова и в дискуссии пришли к удивительному выводу: ему была близка "звезда труда, поэзии, покоя". Казалось бы, противоречивые образы, но у поэта они гармонично соседствовали», — говорит Елена Рогачёва.