Директор госцирка Кыргызстана рассказала о будущем зрелищного искусства

Если перефразировать русскую пословицу, то она очень хорошо подходит к героине нашего интервью: кыргызская женщина коня и на скаку остановит, и приручит, и выдрессирует. После выдержит изнурительную борьбу и... возглавит цирк. Но при этом останется невероятно изящной и женственной, правда с очень крепким рукопожатием.

Директор госцирка Кыргызстана рассказала о будущем зрелищного искусства
© Российская Газета

Все это об Асланайым Ашировой - новом директоре Кыргызского государственного цирка имени Абубакира Изибаева.

- Асланайым, прямо сейчас за дверью вашего кабинета большая очередь мужчин-сотрудников, подрядчиков. Сложно ли быть женщиной-директором цирка?

Асланайым Аширова: Не поверите, когда меня только назначили директором, я об этом забыла! На следующий после назначения день приехала в цирк и начала работать в соответствии с ранее принятым планом. И только когда обзванивала людей по вопросам, связанным с моей должностью художественного руководителя, вспомнила, что я уже генеральный директор и задачи у меня другие. А трудно ли быть директором?..

На протяжении почти трех лет я вела борьбу с предыдущим руководством цирка, с коррупцией, ужасным состоянием здания, условиями, в которых трудились артисты, содержались животные. За это время мои оппоненты настроили против меня коллектив, под страхом увольнения запрещали даже здороваться со мной, стоять рядом. Я осталась совершенно одна. Чувствовать себя изгоем -это, правда, очень тяжело. Но я уже всех простила и стараюсь быть с коллективом в дружески-рабочих отношениях. Понимаю прекрасно, что люди в той ситуации были в зависимом положении. Но если скажу, что мне не пытаются вставлять палки в колеса, солгу.

- Ремонт цирка, увольнение предыдущего директора и ваше назначение произошли после "внезапного" визита президента Садыра Жапарова. Он действительно навестил цирк неожиданно?

Асланайым Аширова: В тот день я обивала пороги министерства культуры, рассказывала о бедственном положении артистов, выбивала повышение зарплат. Тут мне позвонили, сказали, что президент приехал... Я так торопилась, что, когда спускалась по лестнице, с меня слетели туфли, и босиком бежала к машине. Дважды проехала на красный свет -потом, конечно же, мне выписали штрафы. Но успела!

- К президенту тоже босиком выбежали?

Асланайым Аширова: Обувь я сменила, но прическа после таких забегов была, конечно, та еще, очки набекрень. Все перекрывала радость от того, что глава государства приехал к нам! И ведь, знаете, Садыр Жапаров первый из президентов Кыргызстана, кто посетил цирк в рабочем режиме. Рядом с ним в тот момент стояли, скажем так, сторонники бывшего директора, но я воспользовалась этим, наверное, единственным шансом и рассказала президенту все! Он внимательно выслушал, задавал вопросы всему коллективу. И когда президент заявил, что будет не просто ремонт, а капитальный, что проблемы коллектива решат, у меня сердце чуть не выскочило, потому что цирк был на самом деле в ужасном состоянии. Мы, находясь здесь каждый день, привыкли, но тот, кто приходил извне, чувствовал тяжелый запах. Само здание буквально обваливалось, колоссальные проблемы с канализацией. Да и где только не было проблем! И посмотрите, как стало после ремонта!

- Страшно было участвовать в таком сложном процессе?

Асланайым Аширова: Очень! Я, честно признаюсь, думала, что ремонт растянется лет на пять, потому что объем работ был просто колоссальный. С каждым этапом приходилось привлекать все больше и больше строителей. Кстати, когда пришла первая бригада, они решили, что внутренняя площадь цирка маленькая. Но когда начали все разгребать, демонтировать, испытали шок, обнаружив, насколько он большой, сколько в нем подземных комнат и коридоров, рабочих мест, кабинетов, гримерок, реквизиторских, слоновников, помещений для хищников, сена... Все не перечислить.

Кстати, удалось вернуть цирку три спортивных зала. На протяжении десятилетий там размещались многочисленные кафе. Не поверите, нам приходилось бегать по городу в поисках подходящего свободного помещения для тренировок и репетиций. А это очень важно, потому что стандарт у нас особый. Потолки пригодного для нас зала должны достигать семи метров. Теперь же мы можем полноценно тренироваться у себя дома.

Должна сказать, что ремонт был сделан в невероятно быстрые сроки. За что огромная благодарность и управляющему делами президента КР Каныбеку Туманбаеву, который и руководил всем процессом, и министерству культуры, всецело нас поддержавшему. Вот так совместно была проделана колоссальная работа.

- Получилось здорово! Столько света и воздуха, и ничто не напоминает о "старом" цирке...

Асланайым Аширова: Так и должно быть! Тем более, что наш цирк -единственный на весь Кыргызстан, он находится в центре города. Это достопримечательность столицы.

Кстати, все это время коллектив не сидел сложа руки. Постоянно проводились репетиции. Для цирковых хотя бы один день без тренировки -это смерти подобно. Кто-то даже занимался на хозяйственном дворе Театра оперы и балета. Тренировки пропускали только наши животные. Они сейчас "на каникулах" за городом. Простите, что вынуждена к этому возвращаться, но раньше животные в цирке были в ужасном состоянии, о чем я тоже постоянно трубила. Сейчас же набрали вес, наели бока. Но работать все же придется!

- Многие мировые цирки отказываются от работы с животными. Что вы думаете об этом?

Асланайым Аширова: Хочу сказать, что сейчас наши животные получают правильное, полноценное питание и должный уход. Дрессировщики, которые допускали насилие над ними, уволены из цирка. А положение раньше было страшным... Было даже такое, что я, рискуя своей безопасностью, отгоняла верблюдов от мусорных баков, выдергивала пакеты, которые они пытались жевать, буквально у них из пасти. В результате неграмотного медицинского вмешательства и ненадлежащего ухода скончалась обезьяна. В общем, много было проблем. Но мы все преодолели. Что же касается отказа от работы с животными, я это поддерживаю. Возможно, мы откажемся от работы с верблюдами и, в принципе, теми животными, которые редко задействованы в выступлениях. На сегодня у нас представлены лошади, пони, дикобраз, кошки и голуби.

- Какие еще ожидаются изменения в работе цирка?

Асланайым Аширова: Недавно я была в Санкт-Петербурге, где встречалась с генеральным директором "Росгосцирка" Сергеем Беляковым и ведущим дрессировщиком Вячеславом Гончаровым. Вообще, Российская государственная цирковая компания -уникальная организация. Ничего подобного в мире нет. Они нас поддерживали и очень тепло относились к коллективу кыргызского цирка, неизменно приглашали на фестивали и другие цирковые мероприятия. Вот это сотрудничество я намерена усиливать.

Еще в Санкт-Петербурге мы обсуждали обмен опытом между цирковыми -это очень важный для нас процесс. До сих пор, к сожалению, несмотря на множество обращений и призывов, до реализации дело так и не доходило. Сейчас появилась возможность повысить профессионализм наших артистов и дрессировщиков. Ремонт, по сути, требовался не только зданию, но и цирковой программе. Наша задача сделать так, чтобы зритель получал действительно качественный, интересный продукт и, уходя с представления, уже планировал следующее посещение.

Ключевой вопрос

- Что еще нужно цирку для развития?

Асланайым Аширова: Конкуренция! Наш цирк -единственный в Кыргызстане. А они должны быть во всех крупных областных городах. Тогда каждый коллектив будет стараться представить наилучшую программу -это раз. Во-вторых, труппы смогут гастролировать не только за рубежом, но и по республике. Пока же и творческой конкуренции нет, и жители регионов лишены возможности посещать представления. Цирковым искусством охвачены только жители и гости столицы. Ну и, конечно же, нам необходимо участвовать в различных конкурсах и фестивалях.