Не числом, а умением: станут ли чиновники эффективнее после сокращения на 10%?
В России стартовал второй этап административной реформы госаппарата. Подписан соответствующий указ президента о мерах по совершенствованию оплаты труда госслужащих территориальных органов федеральных министерств и ведомств. Предполагается, что их штатная численность будет сокращена не менее чем на 10%.
К сожалению, в обществе до сих пор существует миф о неэффективных чиновниках. Но это не так. Появился он много лет назад, в период очередей в БТИ, налоговую, ГАИ. Сейчас государство демонстрирует удивительную эффективность, которую можно видеть как на бытовом уровне (личный кабинет налогоплательщика, сайт госуслуг, принцип "единого окна" в МФЦ), так и на глобальном — государство вполне успешно противостоит таким вызовам, как пандемия и экономические санкции.
Конечно, у граждан и у юридических лиц всегда будет повод для недовольства. Но и качество госуправления не стоит на месте. Одним из таких шагов и является инициатива по дальнейшему сокращению штатной численности госаппарата.
Цель — повысить эффективность
Само по себе сокращение численности госслужащих не является самоцелью. Подобные масштабные мероприятия могут проводиться только для повышения общей эффективности госаппарата.
К слову, эффективность не такая банальная тема. Экономисты под ней понимают соотношение затрат и результатов. С этой точки зрения, например, если сократить численность госслужащих и, соответственно, расходы на их содержание, то даже при сохранении текущего уровня результативности госаппарата его эффективность чисто математически вырастет.
Можно наращивать результативность при сохранении текущих расходов — это тоже путь к повышению эффективности. Другой вариант — увеличивать расходы: тогда результативность будет расти более быстрыми темпами, и эффективность будет повышаться.
Первый этап административной реформы закончился вполне результативно. Если в 2019 году накануне первого сокращения численность гражданских служащих в органах исполнительной власти составляла 609 245 человек, то по состоянию на конец 2023 года она сократилась до 508 297 человек — более чем на 100 тыс., то есть на 17%!
В соответствии с текущей инициативой правительства предполагается сокращение еще не менее 10% ставок из числа 400-тысячного штата сотрудников, выполняющих свои функции в территориальных структурах федеральных ведомств. Насколько это будет безболезненно для госорганов и для самих госслужащих, а главное — приведет ли это к повышению эффективности их работы?
Госслужба молодеет и феминизируется
Для начала я бы посмотрел на качественные характеристики кадрового состава гражданской службы. Если сравнивать состояние госслужбы в 2019 году с прошедшим 2023 годом, за который уже собрана соответствующая статистика, мы увидим наличие явных проблем в сфере кадрового обеспечения.
Госслужба в среднем молодеет: средний возраст снизился с 42 до 39 лет. Но при этом если сравнивать численность служащих разных возрастных групп, то мы увидим смещение в сторону более взрослых. Численность служащих младше 30 лет снизилась с 18% до 13%, в возрасте от 31 до 40 лет — с 36% до 30%. При этом более взрослых служащих, наоборот, становится больше: число госслужащих от 41 до 50 лет увеличилось с 26% до 33%, от 51 до 60 лет — с 17% до 19%, а старше 61 года — с 4% до 5%.
Анализ изменений кадрового состава по стажу работы также говорит о том, что госслужба остается привлекательной для тех, кто на ней уже давно, а вот нанимать и удерживать более молодых и динамичных становится все сложнее. Доля сотрудников со стажем более 15 лет повысилась с 35% в 2019 году до 41% в 2023 году.
Текучесть кадров на госслужбе сегодня превышает и общемировые, и среднероссийские показатели примерно в 2,5–3 раза и составляет 16% в год. Причем среди молодежи она доходит до 26%, в том числе до 62% — в первый год прохождения службы.
Наличие выраженного гендерного дисбаланса и его все большее смещение в сторону женщин подтверждает низкую привлекательность госслужбы как работодателя. Если в 2019 году мужчин на госслужбе было уже существенно меньше трети (27%), то к 2023 году их осталось менее четверти (24%).
Тем, кто занимается кадровой аналитикой, хорошо знаком такой факт — феминизация организации свидетельствует о снижении ее привлекательности, и, напротив, рост числа мужчин говорит о более высокой привлекательности организации. В экономике женщины, к сожалению, до сих пор остаются нижеоплачиваемыми работниками.
Запрос на цифровизацию и увеличение зарплат
Эти и другие факты подтверждают актуальность не только сокращения численности, но и одновременного повышения качества кадрового состава госслужбы, потому что эффективно противостоять современным вызовам могут только сильные профессиональные команды.
Резервы повышения такой эффективности сегодня скрываются в оптимизации внутренних процессов на госслужбе. В качестве иллюстрации могу привести такой пример, рассказанный на одной из экспертных сессий госслужащими. Федеральный орган власти запрашивает у них ежегодную статистику. Эту статистику необходимо вносить в таблицу в формате Word. Затем она всеми 89 субъектами РФ пересылается в федеральный центр, где переносится в формат Eхcel для последующей обработки и анализа. При этом существует принципиальная возможность сбора этих же данных через государственную информационную систему буквально нажатием кнопки.
Поэтому будем надеяться, что предстоящее сокращение станет стимулом как к оптимизации внутренних процессов, так и к еще более активной цифровизации этих процессов. Но для этого должны работать все — и федеральные структуры, и их территориальные органы, и органы власти субъектов РФ.
Одновременно с такой оптимизацией уже давно назревшим представляется решение по увеличению денежного содержания госслужащих. Сегодня среднемесячный расчетный уровень оплаты труда гражданских служащих территориальных органов составляет 60,3 тыс. рублей. Денежное содержание молодых специалистов не превышает 38 тыс. рублей со всеми премиями. Предполагается, что с 1 января 2025 года среднемесячный уровень оплаты труда служащих в территориальных органах станет 63 тыс. рублей, что, конечно же, не решает проблемы материального стимулирования. Но существуют расчеты, согласно которым при сокращении численности на 10% доходы госслужащих вырастут до 71 тыс. рублей (на 13%), при сокращении на 15% — до 75 тыс. рублей (на 19%), а при сокращении на 20% — до 80 тыс. рублей (на 27%).
Геополитическая ситуация говорит о том, что нам нужна не только самая сильная армия в мире, которая отстоит интересы России и победит на поле боя, — это сегодня все хорошо понимают. Но нам нужна и государственная служба номер один в мире. И именно от качества кадрового состава госслужбы сегодня зависит качество государственного управления и то, насколько успешно мы справимся со всеми вызовами, которые стоят перед страной.