Национальный проект «Образование» завершается, поэтому можно подвести некоторые итоги. За время действия нацпроекта все 29 коррекционных школ Ростовской области прошли полное обновление, получили современное оснащение. Что сделано за это время В 2019 году были пересмотрены нормативы финансирования инклюзивного обучения. У школ появились средства на профильных специалистов, например дефектологов, логопедов и так далее. Также благодаря изменениям появилась возможность повышения квалификации для работников. Прошли масштабные работы по обновлению самой инфраструктуры в школах. Появилась специализированная навигация, звуковые и информационные табло, пандусы и прочие профильные элементы. Иными словами, в учебных заведениях обеспечен доступ для людей, вне зависимости от физических и интеллектуальных возможностей. Какому количеству людей помогли Более 31 тысячи детей с различными ограничениями обучаются на территории Ростовской области. Для них создана вариативная система получения образования. Помимо 29 профильных (коррекционных) образовательных организаций, успешно работает центр дистанционного образования для детей с инвалидностью на базе ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» на 559 рабочих мест и три филиала в Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Еще 24 тысячи ребят с особенностями развития обучаются в отдельных инклюзивных классах в школах и группах в детских садах. У школ выстроено взаимодействие с колледжами и техникумами для получения профессионального образования. Молодым людям с особенностями развития можно выбрать из 138 направлений, из которых 129 программ среднего профессионального образования, девять программ профессионального обучения (для лиц с ментальными нарушениями) – в настоящее время обучаются 700 таких студентов. Как готовят специалистов Для помощи профильным педагогам в Ростовской области работает 15 ресурсных центров, которые осуществляют профессиональную поддержку и методическое сопровождение педагогов массовых школ по обучению «особенных» детей. Специалисты ресурсных центров помогут разработать программу и найти подход к детям с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, слепо-глухим детям, детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В центрах накапливается успешный опыт, передовые технологии, адаптируются учебные программы, проводится работа с родителями. На базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42» открыт региональный центр развития инклюзивного образования. Здесь проводится анализ практик обучения, разработка подходов для успешного внедрения инклюзивного обучения в образовательных организациях региона. Результат на практике На сегодняшний день в Ростовской области есть более 3,5 тысяч профильных специалистов. Для сравнения: в 2019 году их количество не превышало тысячу. Практика работы в сфере инклюзивного обучения тиражируется не только в пределах Ростовской области, но и на другие регионы. В 2024 году прошел профильный форум, на который приехали специалисты из Херсонской, Запорожской областей, Донецкой и Луганской народных республик, а также общественники и родительские сообщества. Центры занятости населения также задействованы в системе, проводится информационная кампания по вопросам трудоустройства, помощь в карьерном планировании, точечное трудоустройство. Между образовательными организациями Ростовской области и предприятиями заключены договоры о социальном партнерстве, содействии трудоустройству, профильной подготовке лиц с ОВЗ и инвалидов. Наиболее успешный опыт трудоустройства – после прохождения производственной практики по профилю профессионального обучения на базе предприятий-партнеров. «Практика работы в сфере инклюзивного обучения тиражируется не только в пределах Ростовской области, но и на другие регионы. В 2024 году прошел профильный форум, на который приехали специалисты из Херсонской, Запорожской областей, Донецкой и Луганской народных республик, а также общественники и родительские сообщества», – прокомментировал «ФедералПресс» первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий