Не докопаться: в каких районах Петербурга больше всего не хватает метро
Где в Петербурге больше всего не хватает метро «Станций метро остро не хватает в Калининском и Красногвардейском районах, туда планируют продлить коричневую ветку. Также можно назвать район Красносельский, там огромный жилмассив, и текущий наземный общественный транспорт не вывозит. В планах было запустить туда две-три ветки, но считаю это излишним, достаточно одной. Там есть трамвай, его необходимо прокачивать», – говорит в беседе с «ФедералПресс» петербургский урбанист, автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин. Местами, где уже необходимо метро, он считает намыв Васильевского острова. «Да, в планах есть продление метро, но когда их реализуют...», – отмечает эксперт. С ним соглашается и директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. «Все пути и схемы развития метрополитена в Петербурге уже давно были определены. Просто процесс в этих направлениях не двигается», – говорит Валдин в беседе с «ФедералПресс». По его словам, городу явно не хватает полноценного продолжения шестой (коричневой) линии – в идеале на всем протяжении с Юго-Запада до Пискаревки. «Ну или хотя бы с Юго-Запада до Обводного канала – чтобы сформировать дополнительный южный пересадочный контур. Это позволит разгрузить первую (красную) линию метро, которая сейчас работает с огромной перегрузкой. На нее сейчас ложится весь Юго-Запад. И это, конечно, никуда не годится», – подчеркивает Валдин. Также он добавляет, что необходимо продолжить подземку в северном направлении – до «Каменки». «Это было бы взвешенное решение с точки зрения интересов города. Потому что на Севере Петербурга, в продолжение Комендантского проспекта, построили район с абсолютно бесчеловечной плотной застройкой и огромным числом населения. И там, конечно, метро просто необходимо», – замечает Владимир Валдин. Сейчас же продление метро на Север идет от станции «Беговой». Валдин называет это «не самым лучшим вариантом». «Потому что третья ветка по умолчанию шестивагонная. И увеличить там провозную способность будет нельзя», – говорит эксперт. Он подчеркивает, что никаких перспектив по прокладке метро пока не наблюдается и в Кудрово. Насколько Петербург отстал в развитии метро «Метро не хватает везде, где его нет. Потому что у нас город отстал по развитию метрополитена от развития застройки где-то лет на 40–50. Куда ни ткни хотя бы в пределах кольцевой, «подземки» не хватает. При этом уже и за пределами КАД есть места, куда оно уже давно должно было прийти – например, усадьба Шушары», – отмечает в разговоре с «ФедералПресс» транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. По мнению Владимира Валдина, однако, транспортный коллапс Шушар в отсутствие метро мог бы спасти интенсивный подвоз пассажиров на наземном транспорте до станции «Купчино». Метро, добавляет Иван Вергазов, нужно и поселку Металлострой в Колпинском районе Петербурга. Там, подчеркивает эксперт, застройка уже давно ведется по лекалам «большой городской застройки». «Метрополитен нужен и в Новогорелово, в Кудрово, в Мурино, в Буграх. «Подземка» в эти места должна была прийти уже давно», – говорит Вергазов. По его словам, в центре города метро не хватает в районе Летнего Сада и Марсова Поля, а также рядом с Новой Голландией. Хотя через какое-то время там могут открыть «Театральную». Как в Петербурге планируют развивать метро До конца 2024 года в городе должны запустить станцию «Горный институт» за строящейся станцией «Театральная», в южной части Васильевского острова. Введение в эксплуатацию «Казаковской» и «Путиловской» отложили на 2025-й. Губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече с вице-премьером Виталием Савельевым и министром транспорта Романом Старовойтом в начале осени 2024 года презентовал схему будущего развития метро. Из нее следует, что оранжевая ветка должна продолжаться до «Кудрово», красная – до «Пулково», зеленая – до «Каменки», а коричневая – до «Суворовской» и «Сосновой поляны». Плановый срок открытия – 2029 год. «Петербург преодолел все кризисные явления и наращивает темпы строительства метро», – отмечал Беглов. В 2025 году на эти цели выделят 35 млрд рублей, согласно принимаемому сейчас проекту городского бюджета. Ожидается, что «Метрострой Северной столицы» в ближайшее время начнет плановую проходку на зеленой линии к «Каменке», а на коричневой – к «Каретной». Что касается строящейся станции «Театральной», то в ближайшие четыре года из нее не будет выхода. На этот срок она останется промежуточной между «Спасской» до «Горного института». Поэтому полноценно «Театральная» заработает после того, как достроят выход из нее на поверхность в 2028 году. Вестибюли планируют возвести на месте дома быта на Лермонтовском и напротив дома № 23 по улице Декабристов на месте автозаправочной станции. «У Петербурга нет стратегии транспортного развития. Да, многие чиновники говорят – мол, вот у нас есть один проект, генплан, другие модные документы. Но все они ни разу не стратегические. Они просто собирают все разрозненные программы развития от разных ведомств в единый документ. И по срокам, по внутренней логике и принципиальным решениям они не увязываются практически никак», – замечает Иван Вергазов. По его словам, властям Северной столицы следует открыто признать, что строить метро в соответствии с потребностями города пока невозможно – в силу разных внешних и внутренних причин. «Следующий уровень, который может обеспечить вывоз тех районов, где нет подземки, это железная дорога. Тяжелая – это пригородные электрички. И легкая – это трамвай. Если сильно его развить, то вывозить людей в достаточном количестве вполне возможно. Линии метро на перспективу у нас есть. И, например, до 2030 года, на время строительства подземки, их можно закрыть магистральными направлениями трамвая с эстакадами. В этом ничего невозможного нет, но для этого нужно стратегическое планирование», – говорит Вергазов. Об интеграции электричек в систему городского пассажирского транспорта говорил и Александр Беглов в программе «10 приоритетов развития Петербурга». Он заявил, что у властей есть план «объединить новую сеть с метро, создав единый скоростной рельсовый каркас». «Для этого предусмотрели запуск к 2030 году диаметральных маршрутов электропоездов Ораниенбаум – Белоостров и Гатчина – аэропорт Пулково – Токсово с участками «тактового» движения. На маршрутах планируем создать 23 новых остановочных пункта», – отмечал Беглов. Иван Вергазов вспоминает, что в конце советского времени трамваи вывозили огромные пассажирские потоки – причем концентрированные, так как рабочий день начинался и заканчивался, как правило, у всех почти одновременно. «Такие пиковые нагрузки современному общественному транспорту даже не снились. Трамвайная система была устроена так, что с одной пересадкой можно было добраться из любой точки города в любую», – говорит Вергазов. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Мицих, Евгений Поторочин