В интервью RT Николай Цискаридзе рассказал о феномене русского балета
В ноябре в издательстве АСТ выходит книга «Мозаика. Балет. Щелкунчик», авторами которой стали народный артист РФ, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе и историк балета Ирина Дешкова. В интервью RT Николай Цискаридзе раскрыл содержание книги и рассказал, как возникла идея её создания. Он также объяснил, почему балет остаётся одним из самых почитаемых в России видов искусства и при этом одним из самых малодоступных для широкой аудитории. Кроме того, Цискаридзе рассказал о своих друзьях и недоброжелателях и поделился видением того, что можно считать настоящей дружбой.
— Николай Максимович, в ноябре в издательстве АСТ выходит книга «Мозаика. Балет. Щелкунчик», авторами которой являетесь вы, а также историк балета Ирина Дешкова. О чём книга, кому она адресована?
— Большая часть русских сказок начинается с присказки «жили-были». Вот и эту историю можно начать таким же образом. Всё началось 35 лет назад, когда я учился в Московском хореографическом училище. Ирина Павловна Дешкова преподавала нам историю балета — она ранее тоже окончила училище, потом театроведческий факультет ГИТИСа, а через некоторое время вернулась в alma mater как педагог.
Я же с раннего детства был совершенно помешан на балете, не только в смысле «танцевать». Собирал всё, что было связано с этим искусством: от вырезок статей и фотографий из газет до журналов и книг. Поэтому история балета входила в первый круг моих интересов. Тем более что как лектор Ирина Павловна отличалась не только глубиной знаний, но и удивительным талантом рассказчика. Иногда я не выдерживал и вступал с ней в диалог на уроке. Так началась наша многолетняя дружба, перешедшая в творческое содружество. Сначала появились на свет две книги «Мой театр» (издательство АСТ), а теперь и новая книга, адресованная детям и их родителям.
Идея написать её появилась у нас во время похода в один из московских музеев, где мы заглянули в магазинчик с сувенирами. Наше внимание привлекла пара книг о балете для детей, по-моему переведённых с английского. Полистав их, мы ахнули! Настолько убого там было всё — и текст, и примитивные, безвкусные рисунки. А цена «фолиантов» составляла около 3 тыс. рублей, не меньше. Стало очень обидно в первую очередь за наших детей, которые должны узнавать о балете, который является нашей национальной гордостью, из такой бездарной макулатуры. Так родилась идея книги «Мозаика. Балет. Щелкунчик».
— Расскажите, пожалуйста, немного о содержании книги.
— Во-первых, очень сложно в простой и ясной форме рассказать ребёнку об искусстве, а про балет тем более. Много событий, дат, имён. Мне кажется, «Мозаика…» даёт в этом смысле очень чёткие ответы, без занудства и назидательности, с юмором, её сюжеты один другого интереснее. Во-вторых, это своеобразная балетная энциклопедия, где даже правильно проставлены ударения во всех именах и фамилиях. Скажу честно, уже нет сил слышать про «балеты Петипы»...
А в конце есть разъяснение, кто есть кто, и, что очень важно, словарь балетных терминов. Прочитать книгу будет интересно не только детям, но и взрослым. Тем более что она богато иллюстрирована, в частности прекрасными рисунками художника Валерия Косорукова.
— Балет остаётся, наверное, самым почитаемым искусством в России, достаточно вспомнить ежегодный ажиотаж вокруг новогоднего «Щелкунчика». Почему, на ваш взгляд?
— Балет — наше национальное достояние и гордость. Книга «Мозаика…» и написана во славу отечественного балета, именно во славу! Не надо забывать, что Академия русского балета имени А.Я. Вагановой была создана на 50 лет раньше, чем США появились как государство! И хотя у её истоков стояли итальянцы и французы, очень быстро выяснилось, что танец у русских в крови, как пение у итальянцев. Уже во времена Александра Сергеевича Пушкина русскую школу классического танца признали во всём мире. Она была и есть лучшая в мире, кто бы и что бы по этому поводу ни говорил.
— Насколько важен культурный багаж, кругозор, чтобы в полной мере понимать балет, а также исполнять его?
— Представьте, что вы пришли впервые в Третьяковскую галерею и рассматриваете картины. Самое важное в этот момент — общее художественное впечатление, которое производит на вас то или иное произведение. По-настоящему талантливое произведение не требует каких-то специальных пояснений. Его просто ощущаешь всем своим существом. А уже потом хочется узнать о художнике, выяснить, когда и почему картина была написана. С балетом то же самое. Если спектакль талантливо создан, артисты хорошо танцуют, вы это обязательно почувствуете. А уже потом можно более подробно ознакомиться с предысторией. Для того «Мозаика. Балет. Щелкунчик» и написана. Прочитав её, можно смело идти на «Что? Где? Когда?», если темой передачи будет балет.
— Обратной стороной популярности балета стали очень высокие цены на билеты. Правилен ли такой подход к ценообразованию?
— Я уже не раз высказывался об этом. Но ситуация с билетами не только не улучшилась, но, напротив, усугубилась. Это касается не только Большого театра, но и всех других, и драматических театров тоже. Стоимость билета доходит до 25 тыс. рублей, значит, за два билета выходит несоразмерная для нынешнего дня сумма. Огромное число людей просто лишены возможности ходить в театр. А спекулянты по-прежнему процветают. Кто-то восклицает, мол, с этим бороться невозможно. А я считаю, что возможно, просто кому-то это невыгодно. Как пример: 18 и 19 декабря Академия русского балета имени А.Я. Вагановой покажет в Москве на сцене Кремлёвского дворца знаменитый спектакль «Щелкунчик» в хореографии В.И. Вайнонена. Мировой балетный бестселлер, он был поставлен в 1934 году для Г.С. Улановой и воспитанников нашей школы. Так вот, цена билетов у нас варьируется от 1,5 тыс. рублей и выше, то есть человек даже с небольшими финансовыми возможностями может попасть на спектакль АРБ им. Вагановой, это абсолютно реально. На сегодняшний день, я знаю, в продаже есть билеты и по 3—5 тыс. рублей. Билет в партер — да, дорогой. Но если сделать его дешёвым, то спекулянты, скупив такие билеты, положат себе в карман очень большие деньги.
— В ваших автобиографических книгах «Мой театр» довольно подробно рассказывается о годах учёбы в хореографическом училище, тех сложностях, моральных и физических, с которыми там сталкиваются дети. Имеет ли смысл отдавать детей в балет, большой спорт и так далее, если они сами не рвутся этим заниматься?
— Могу сказать родителям: сто раз подумайте, прежде чем отдавать своего ребёнка в балет. Профессия — одна из самых ранних и очень тяжёлых. Дети, поступив в нашу школу в девять-десять лет, занимаются с девяти утра и до десяти вечера. Вся их жизнь строго регламентирована и подчинена правилам, которыми невозможно пренебрегать. Помимо ряда физических данных, необходимо иметь крепкое здоровье, обладать упорством в достижении своей цели и невероятным трудолюбием. И, что особенно обидно бывает родителям, нет никакой гарантии, что ваш ребёнок не то чтобы станет выдающимся исполнителем, а просто сможет доучиться.
Ведь, принимая девочку или мальчика в академию, мы берём, как говорится, кота в мешке. Никто не может знать, что произойдёт с его организмом в ближайшие годы: поправится, изменится форма ног, подведёт здоровье и так далее.
А про против воли… Заставлять ребёнка заниматься чем-то, если он сам того не хочет, мне кажется просто насилием над личностью. На «стерпится — слюбится» ни в балете, ни даже в большом спорте у ребёнка времени нет.
— Ваши две автобиографические книги «Мой театр» и сегодня сохраняют за собой статус бестселлеров. Ваши интервью разлетаются на цитаты. У вас большая армия почитателей и практически нет хейтеров. Почему?
— Ну насчёт хейтеров вы ошибаетесь — с ними у меня всё в порядке! В конце концов, никто не обязан быть всем приятным и всем нравиться. То, что касается моих высказываний и повышенного интереса к ним, думаю, связано с тем, что я всегда говорю то, что думаю, не подстраиваюсь под модные тренды, не переобуваюсь на лету. Честность сегодня не каждый может себе позволить. Я могу, думаю, заслужил её всей своей жизнью, непростой, полной не только удач, но и разочарований. Об этом в книгах «Мой театр» много написано.
— У вас много друзей? Что вы думаете о феномене дружбы? В современном мире её ценность часто ставится под сомнение, больше внимания уделяется так называемому нетворкингу.
— Много друзей не бывает, бывает много знакомых. И я тут не исключение. В дружбу верю, но часто в том раскаиваюсь. Много предательства, и, как правило, оно происходит со стороны тех людей, от кого предательства не ждёшь. В мире искусства такое случается часто. В своё время Марина Тимофеевна Семёнова, великая балерина и мой педагог в Большом театре, не раз мне говорила: «Не верь ученикам — предадут!» Я не хотел ей верить, но жизнь заставила, к сожалению, конечно. Но я всё равно об этом часто забываю, за что и получаю по полной программе. Что касается «нетворкинга», поддержки дружеских отношений из-за выгоды — это вообще не про меня. Если бы я придерживался этой жизненной тактики, я бы уже давно… не буду продолжать фразу, продолжите её сами.