Пристрелить нельзя, а убийство животного помещением в приют жестокостью не считается
Хроника нападения бездомных собак на людей в последнее время напоминает сценарии фильмов ужасов.
Нападения собак на людей происходят каждый день. В городе Сковородино Амурской области бездомное животное укусило девочку, шедшую домой из музыкальной школы, за лицо. В Саратове пес укусил за лицо возвращавшегося с работы мужчину: уставший человек сел покурить на лавочку, зверь наскочил, повалил и искусал, мужчина был весь в крови.
И этим людям еще повезло: они отбились. А в Кимовске Тульской области 59-летнюю женщину по имени Татьяна свора прикормленных местным бомжом бездомных собак заела насмерть, объела до костей ноги и голову, женщина работала на местном оборонном заводе, была одним из лучших токарей.
До этого в Чульмане Нерюнгринского района Якутии стая загнала в гаражи и убила 12-летнюю Вику… Ребенка фактически съели.
Это все события октября и ноября, если что. Как сводки с фронта…
Региональные СМИ сообщают, что после трагических смертей из-за нападения собак люди начали собственную охоту на уличных псов, так как власти бездействовали. В Астрахани кто-то начал убивать и подвешивать собак на деревья, а в Забайкальском крае мужчины начали сами отстреливать уличных собак. В Самаре очевидец заснял на видео стаю чипированных собак, которые атаковали мальчика. Ребёнок не пострадал, его спасло то, что он был не один. Но это в этот раз…
Пора признать: собаки едят людей массово, чиновники на местах ничего не могут сделать: только что глава села Зеленец Сыктывдинского района Коми Александр Якунин записал обращение к главе района Любови Дорониной:
«Уважаемая Любовь Юрьевна, примите, пожалуйста меры по отлову собак, агрессивные везде уже ходят, уже надоело об этом твердить, никто ничего не делает. Давайте уже решите вопрос раз и навсегда, денег нет – просите у республики. Пожалуйста, вот они ходят (показывает бегущую мимо стаю в семь собак. – Ред.), – и кошмарят всех детей. Дом культуры, амбулатория… возле детских учреждений ходят».
Чиновники пишут слезные и угрожающие обращения, проблема в очередной раз заслушивается в Госдуме, и депутаты вновь задаются риторическим вопросом: так ли хорош закон «Об ответственном обращении с животными», который они приняли в 2018-м году, и который, по-видимому, стал причиной бесконечной кровавой расправы животных над людьми на улицах по всей России?
По закону после отлова животное держат в приюте год, а потом вновь выпускают на волю. Туда, где животное чувствует себя хозяином.
Возможно, все дело в приютах. Их катастрофически не хватает. При этом закон не обязывает муниципалитеты строить приюты, в документе нет ни слова. И потому муниципалитеты их не строят (бюджеты не выделяют деньги). А частные конторы, берущие подряды на отлов собак, крайне неохотно принимают животных. Потому что контракт – на год, и если хозяин так и не нашелся, животное надо будет долгие годы кормить на свои деньги. Благотворителей нет. Есть лишь волонтеры, собирающие в соцсетях сущие копейки.
Последние инциденты заставили общество задаться вопросом: откуда вообще взялись в последнее время стаи бездомных собак, атакующие деревни, поселки и города?
«Причина бездомности на самом деле одна. Владелец завел собаку. Ее необходимо стерилизовать, но хозяева не хотят. Если речь о заводчиках, то все понятно, но у большинства обычных владельцев собаки не стерилизованные. Все потомство в результате оказывается на улице, щенков выкидывают.
Здесь надо кардинально решать проблему. Например, брать штрафы не 2 тысячи, а 200 тысяч, тогда, возможно, подействует. Это должно стать правилом: завели животное – стерилизуйте его, только так можно остановить бесконтрольное размножение. Много говорят про собачьи приюты. Но вы видели эти приюты? Это километр вольеров и волонтеры, которых хватает не на всех, в результате десятки собак никто не выгуливает.
Условия в приютах тяжелые. Собаки в приютах живут до 3-5 лет, а кошки и того меньше. Скученность, инфекции, все это сказывается на животных», – рассказала «СП» руководитель проекта «Накорми» Фонда защиты городских животных Светлана Дунаевская.
По Закону об ответственном обращении с животными безнадзорных собак отлавливают и стерилизуют. В пункте передержки после стерилизации и вакцинации закон предписывает держать животное месяц, а потом вновь вернуть в естественную среду. Но все это часто оборачивается новым фактором риска.
Умерщвлять безнадзорных животных по действующему закону запрещено. А вариант содержать всю жизнь упирается в финансовый расчет.
Для справки: строительство приюта на 500 мест стоит 20-50 млн. рублей, содержание там одного животного – 10-12 тыс. рублей в месяц. При этом в среднем в одном российском городе на улицах находится 10-50 тысяч собак и кошек. То есть в каждом городе нужно будет построить до 100 приютов, отловить животных и содержать их там пожизненно в клетках. Содержание одной собаки в приюте будет равнозначно выплате средней пенсии.
Тем временем, только в Якутске собаки покусали в прошлом году около 900 человек. Из них половину нападений совершили бездомные собаки. Ситуация вряд ли изменится до тех пор, пока не будет введен жесткий контроль за организациями, которые занимаются животными.
Почему же не работает Закон об ответственном обращении с животными? Что в нем не так? И что надо срочно менять, чтобы прекратить кровавые расправы животных над людьми? С таким вопросом мы обратились к зоозащитнику, зам. руководителя рабочей группы по вопросу безнадзорных животных при Общественной палате РФ Елене Ивановой.
– Прежде всего необходима стерилизация животных. Как заведено за границей? Там при покупке животного сразу узнают дату стерилизации и заносят это во все документы. Если дата стерилизации пропущена – в Италии, например, владелец животного обязан заплатить штраф в 10 тысяч евро. Что касается приютов, то уже понятно, что государство особенно не намерено на них тратиться. Каких-то собак можно отдавать под опеку, каких-то стерилизовать и отпускать, в зависимости, естественно, от степени их агрессивности.
«СП»: Но в государственном приюте собаку и так через год обязаны отпустить, если хозяин не найдется. Что дальше?
– Животное до года будут содержать за счет муниципалитета. У которого, как всегда, нет денег. Я знаю случаи, когда в Московской области собак выпускали через 30 дней из приюта. В Москве, как известно, действует принцип ОССВ : Отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Всего в Москве 13 государственных приютов, которые содержат животных на государственные деньги. И почему-то отвечает за это Мосавтодор.
Я считаю, что стерилизация животных должна стать государственной программой и стоить не более тысячи рублей. Это куда проще, чем тратить по 2 миллиарда рублей в год на умерщвление животных. После 2023 года были внесены поправки в Закон, они запрещали убивать животных в приютах. Но это время от времени все же происходит, причем животные погибают мучительной смертью, это не эвтаназия, а паралич мышц. То есть жестокость процветает у нас на государственном уровне.
«СП»: А что делать, если старики, живущие на мизерную пенсию, не могут простерилизовать животное? Ведь ее стоимость сейчас порядка 7-8 тысяч...
– Необходимо, повторю, стерилизацию сделать государственной программой. Но начинать надо все же с персональной ответственности. Если ты взял животное, оно должно жить дома, при хозяине, и его в обязательном порядке надо стерилизовать. Я – за то, чтобы штрафовать, как в других странах, за не стерилизованных животных, живущих у хозяев.
Дело дошло до того, что Ассоциация адвокатов России «За права человека» выступила с обращением: «Вопрос содержания бездомных животных – это обязанность муниципальной власти, как и организация приютов для животных, реализация программы стерилизации и чипирования бездомных животных, возвращение их в семьи, поиск подходящей семьи.
На все это выделяются деньги, однако количество бездомных собак в отдельных районах говорит о нецелевом использовании денежных средств, или проще говоря – о коррупции. Ответственность должны нести не животные, а чиновники, разворовавшие бюджет, выделенный на решение проблем. Каждый случай нападения собак на человека – это основание для проверки прокуратурой».