Войти в почту

Как живописцы видели калининградскую осень: онлайн-экскурсия по историко-художественному музею

В Калининградской области почти облетела листва, и наслаждаться золотой осенью теперь можно только в редких уголках, до которых не добрался шторм. Другой вариант: любоваться на картины, посвящённые самому живописному времени года. «Клопс» попросил историко-художественный музей показать полотна, на которых запечатлена пора листопада.

Как живописцы видели калининградскую осень: онлайн-экскурсия по историко-художественному музею
© Клопс.Ru

1. Сорок минут пополудни

Нашу онлайн-экскурсию открывает картина «Городской пейзаж» Вениамина Бирюкова. В 1982 году с помощью масляных красок художник запечатлел на холсте раннюю осень в центре Калининграда. Точной информации, где мастер работал над пейзажем, не сохранилось. Зато старожилы могут посоревноваться, вспоминая, какой из уголков города выглядел так сорок лет назад.

Вениамин Бирюков приехал в Калининград в 1946 году и проработал в области 60 лет. Художник создал более 200 картин, которые легко узнать по светлой, доброжелательной атмосфере и почти импрессионистской технике. Мастера привлекали повседневные сюжеты, выхваченные «в моменте», и культура послевоенного города, объединившая прусские и советские черты.

2. Над покоем

Следующая картина посвящена уже более глубокой осени. «Родные места» художник Бавыкин написал в далёком 1969 году. Жёлтые листья вновь запечатлены при помощи холста и масляных красок, причём это единственная работа мастера в фондах историко-художественного музея.

По композиции «пейзаж настроения» Бавыкина напоминает работу русского художника-передвижника Ильи Остроухова, одного из предшественников знаменитого Исаака Левитана. Не исключено, что «Золотая осень», написанная почти на сто лет раньше, в 1886-м, стала источником вдохновения для нашего земляка.

3. Балтийский блеск

Перенесёмся ближе к современности: картина «Янтарный сад» калининградки Виктории Шворень написана в 2008 году. Художница работала не на холсте, а на древесноволокнистой плите, нанося на неё масляные краски.

«Янтарный сад» — одна из самых «классических» картин в галерее Шворень. В прочих её пейзажах, например, «Балтика» и «Дюна», сильнее чувствуется абстракционистский дух. Все работы отличают насыщенные цвета — именно с помощью ярких красок художница передаёт настроение в работах.

4. Двадцать лет на берегу

Четвёртая картина в нашей подборке принадлежит кисти калининградской художницы и преподавательницы Валентины Дементьевой. Это меланхоличный, но светлый пейзаж, посвящённый началу осени.

«Нижнее озеро» написано маслом на холсте и изображает знаменитое дерево, опустившее в воду развесистую крону. С 2004 года, когда была создана картина, оно почти не изменилось.

Валентина Дементьева родилась в Подмосковье в 1950 году, но с середины 1980-х живёт в Калининграде. Она начинала карьеру как книжный график, а затем переключилась на живопись. Персональные выставки художницы проходили в Германии, Польше и России. В 1988-м она выпустила сборник стихотворений.

5. Олень, ещё один олень и корни древа

Несколько печальный «Эскиз с выворотнем» в 1986 году написал петербургский художник Борис Семёнов. Дерево, заинтересовавшее мастера и двух нарисованных оленей, находилось где-то в Полесском районе. Вряд ли оно сохранилось в реальности, зато его можно увидеть на плите, воплощённым при помощи масляных красок.

Художник Борис Семёнов родился в Ленинграде в 1939 году. Ещё в студенческие времена он начал ездить по стране, изображая на своих холстах пейзажи Крыма, Кавказа, Кубани и других регионов СССР. Семёнов работал со сдержанными цветами, избегая резких контрастов, стремился к плавности линий и ясности композиций. Эти черты можно заметить и в эскизе из Полесска.

6. К облакам

Картина с говорящим названием «Посёлок на Куршской косе» была написана в 1991 году. Автор, Анатолий Павлючик, изобразил тонкие, наклоненные ветром деревья. Противопоставляются им упрямые светлые домики, устойчиво стоящие на берегу. С помощью масляных красок и двуплановой композиции мастеру удалось передать и свежесть, и прохладу, и сырость, и тревожное ощущение то ли надвигающегося, то ли отступающего дождя.

График и живописец Анатолий Павлючик родился в Брестской области, закончил Ивановское художественное училище, а в 1962 году переехал в Калининград. В 2006-м он открыл изостудию, где помогал всем желающим приобщиться в искусству. В фондах историко-художественного музея хранится более двух десятков работ, написанных художником. Многие из них, как и «Посёлок», посвящены морю.

Первую выставку в калининградском филиале Третьяковки покажут весной следующего года.