"Подснежник": первая звезда татарской эстрады вернулась в Кариевский

В ТЮЗе вновь поставили спектакль о жизни Рашида Вагапова

"Подснежник": первая звезда татарской эстрады вернулась в Кариевский
© Реальное время

В Казанском театре юного зрителя имени Кариева к 50-летнему юбилею актера Фаниса Калимуллина вернули на сцену музыкальную драму "Умырзая"/"Подснежник". Спектакль рассказывает о жизни первопроходца татарского эстрады Рашида Вагапова. На сцене аккуратно обозначили все перипетии его жизни.

29 лет в Кариевском

Фанис Калимуллин играет в татарском ТЮЗе с 1995 года. В фойе висит афиша о спектакле "Сандугачлар килгән безгә"/"Соловьи прилетели к нам" Ильдара Юзеева, в котором он дебютировал. Только через год труппа получила здание неотапливаемого театра Алафузова в Кировском районе (кочегарку устроили после того, как писатели Туфан Миннуллин и Разиль Валеев оценили условия, сидя в зале в верхней одежде). Словом, сыграл он здесь более 80 ролей.

В 2008 году, когда Ренат Аюпов впервые ставил "Подснежник", тогда еще в Алафузовском, Калимуллин также играл Деда Мороза, Медведя и Официанта.

А также — роль Рашида Вагапова, потому что Калимуллин еще и прекрасно поет. В 2008-м он получил звание заслуженного артиста Татарстана. Спектакль сошел с репертуара из-за проблем с дислокацией — театр не сразу переехал в бывший дом офицеров (да и сейчас продолжаются разговоры, что акустика его не предназначена для постановок). К слову, в 2007 году был создан Общественный фонд татарской культуры РТ имени Рашида Вагапова.

Поезд едет, артист поет, спектакль идет

В спектакле Вагапов с творческой группой (куда вливается новая танцовщица) в начале 1940-х рвется выступать на передовой, но в итоге его отправляют по тылам и госпиталям. Артисты едут на поезде, шутят-балагурят, на сцене поют и показывают юмористические сценки. В середине спектакля Вагапов получает весть о смерти матери, а в конце — оказывается в больнице, в 1962 году, в ожидании операции. Программка указывает, что она прошла неудачно.

Автор пьесы Ренат Харис — поэт. И автор либретто к оперным и балетным постановкам. Но также у него есть пьесы. В основном, детские — например, "Ильдус и Windows" или "Серле алан"/"Волшебная поляна". "Умырзая" — редкая ставящаяся "взрослая" пьеса. К слову, он получал международную премию Вагапова и передал эти 100 тысяч рублей вахтеру 175-й школы Таскире Ахмадуллинной.

Сочиняя пьесу по книге главы фонда Вагапова Рифата Фаттахова, Харис касается всех конфликтных, ресурсных тем в жизни татарского певца.

Один из самых ярких исполнителей татарской музыкальной культуры родился в селе Актуково, откуда массово в Финляндию эмигрировали татары. Его отец-мулла попал под сталинский каток в 1937-м (и потому партия сомневается в целесообразности нахождении такого человека на фронте).

Вагапов, действительно, став буквально в мае 1941 года солистом Татарской филармонии, с ведущей, баянистом Гани Валеевым (Ильяс Шарипов), певицей Джавахирой Саляховой (Алия Калимуллина) и танцовщицей отправился на гастроли. В спектакле танцует его будущая жена Зайтуна (Алсина Закирова).

Да, у артиста было два брака, причем дети от первого — четверо, остались в Москве. Есть занятная история, как увидев однажды на гастролях двоих из них в зале, он чрезмерно разволновался. А второй брак, по запросу жену, разбирался на партийных съездах.

Действительно, Вагапов был весьма вольным в творчестве человеком, что зачастую сильно не устраивало высшие чины. Артист умер после длительной болезни, предполагается, что ему лечили язву желудка, но обнаружили опухоль.

Аккуратно, словно скальпелем хирурга

Словом, это полная драмы жизнь, которую можно превратить в масштабное полотно. Но в "Умырзая" все сделано максимально деликатно, полунамеками (допускаю, что текст сокращали). Поэтому происходящее напоминает советский фильм: поезд-концерт-поезд, повтор, больница, но без трагизма.

К примеру, начинается действие с прихода экзальтированной Зайтуны, которая никогда не видела Вагапова в лицо (ведь он знаком массам по радио), а потом сходу выдает несколько танцев. В середине возникает эпизод с подобным неузнаванием звезды в лице молочницы (Эндже Камалиева).

На концертах лавры глубокого вхождения в роль достаются Амине Галиевой, которая играет ведущую, обязательно добавляя придыхание перед согласными ("Партия баяна — ынГани Валеев"), вызывая многократно смех зала. Новички театра, Инсаф Халяутдинов и Рауф Шакиров, выдают низовой уровень юмора с переодеваниями в женскую одежду (видимо, надо предполагать, что в зале сидят люди, которым такой юмор нужен — не только "сценический" зритель, но и настоящий).

А Калимуллин поет "Алсу", "Фирдәвескәй", "Зөләйха", "Рамай". Хорошо поет, видно, что с этими песнями он живет давно.

Есть в спектакле конфликты. К примеру, герой Калимуллина восклицает "Сомневаетесь в моем патриотизме?", указывая на свое происхождение. А потом на концерт к нему приходит финский родственник (Ильнар Низамиев) — чтобы выказать уважение и удалиться. А в поезде две примы, Джавахира и Зайтуна, ведут словесную борьбу за роль королевы при короле. Но все это пунктиром. Государство журит Вагапова, но также выдает ему шинели и сгущенку. Женщины его любят. Концертные организации прощают.

А в конце вокруг больного Вагапова собираются вообще все участники спектакля (включая даже главу поезда в лице Искандера Низамиева), чтобы он смог сказать еще один вдохновенный монолог.

Как бенефис артиста, который прожил уже достаточно длинную актерскую жизнь, и который через историю звезды татарской эстрады словно рассказывает немного и свою (были ведь и у кариевских холодные залы, глухота высших органов и игры со зрителем), "Умырзая" работает. Как отрада для публики 40+, пришедшей послушать песни, немного посмеяться и поплакать — тоже.

Но хочется, чтобы Кариевский взялся за Вагапова еще раз — и сделал спектакль о том, как парень из Нижегородской области остался любимцем публики, несмотря на проблемы в семье, ярлык "врага народа" и ошибки врачей. Как говорил о нем Ильхам Шакиров — "великий артист". А такому нужен масштабный великий спектакль.