Православные отмечают День Казанской иконы Божией Матери
Четвертого ноября россияне отмечают сразу два праздника. Во-первых, День Казанской иконы Божией матери. Во-вторых, День народного единства, который самой непосредственной исторической связью связан с праздником церковным. А Казанский образ - один из самых почитаемых у православных верующих образов Пресвятой Богородицы и в русской, и в других православных церквях.
Что прославило Казанскую икону Божией матери?
1. Чудотворность.
Среди икон, представляющих этот почитаемый образ Пресвятой Богородицы, много чудотворных - то есть таких, молитва перед которыми заканчивалась удивительным исцелением или разрешением трудных обстоятельств жизни. Причем, эти чудеса фиксировались, описывались, у них были свидетели. Чудотворным был и самый первый образ, обретенный в 1579 году в Казани. Почти сразу были описаны чудеса во время торжества вокруг обретенной иконы: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, а в соборе, куда ее принесли, исцелился слепец Никита.
2. Необыкновенное происхождение образа.
Казанская икона была обретена в 1579 году в Казани. Это произошло после покорения города в 1552 году молодым еще тогда царем Иваном Грозным и учреждения им Казанской епархии. У новой православной земли появилась новая святыня.
В 1579 году в Казани произошел пожар, истребивший половину городского кремля и часть города. Многие расценили это событие как гнев "русского Бога". Насчет гнева можно поспорить, а вот милость его была явлена бесспорно. И по человеческим меркам очень необычно. Девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, собиравшегося строить новый дом на пожарище, приснился сон, в котором сама Богоматерь повелела сообщить архиепископу и градоначальникам, что на месте строительства надо извлечь из земли ее образ, и указала место.
На слова девочки никто не обращал внимания, но явление Пресвятой Богородицы во сне с тем же повелением повторилось. Но только после третьего явления во сне девочки уже самой иконы родные (хоть воеводы и архиепископ ничему сказанному не поверили) принялись копать в указанном месте и вскоре нашли необычный образ, обернутый в ветхий суконный рукав, но с ясным, как будто только что написанным и не пострадавшим от огня, ликом.
Архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, а затем в Благовещенский собор. И почти сразу от необыкновенным образом обретенной иконы потянулись чудесные ниточки в будущее. Во-первых, самой Матроны. На месте обретения иконы царь велел построить женский монастырь, а Матрона и ее мать стали его первыми насельницами.
А во-вторых, в будущее священника Ермолая, который оставил описание чудесного обретения иконы - он станет митрополитом Казанским, а потом патриархом Московским Ермогеном. И будет замучен занявшими Москву в Смутное время поляками за веру и отказ давать распоряжение прибывшим для освобождения столицы русским ополченцам развернуться и отойти от Москвы. Прекрасное напоминание всем, кто сегодня молится на пацифизм и уверен, что в нем истина. Вот вам святой, который ценой своей жизни отказался призывать к миру, когда Отечество теснилось врагом, и надо было выдержать как раз военную борьбу с ним. В своем последнем послании из заточения он благословил эту освободительную войну. По предположениям он был замучен голодной смертью незадолго до освобождения Москвы. Написавший Казанской иконе (известный теперь всем православным верующим) тропарь "Заступнице усердная…" он не мог не молиться ей в самые тяжелые для себя и для страны минуты. И собравшееся в глубине России, и стоявшее теперь у стен Москвы ополчение пришло сюда с образом Казанской.
3. Избавление Москвы от поляков и конец Смутного времени.
Несмотря на то, что образы Казанской Божией матери были принесены на многие битвы, и перед ними не раз молились цари и полководцы, самым впечатляющим и запомнившимся всем остается поход с этим образом ополчения собранного Мининым и Пожарским на Москву. Казанская икона осеняла собою надежду, веру и решимость тех, кто шел освобождать и освободил Москву.
Примечательно, что после изгнания поляков и освобождения Москвы, никто не стал выискивать среди своих внутренних врагов людей, неправильно сделавших выбор, не туда подавшихся, не на то настроившихся. Все закончилось миром без сведения счетов, горячих судов и расправ. Избрали нового царя из рода Романовых и пошли вперед строить мирную жизнь в освобожденной стране - со своей родной верой, своей властью, своими надеждами и упованьями.
Какая именно икона прошла с Мининым и Пожарским?
Поскольку было непонятно, какая именно икона сопровождала знаменитое ополчение Минина и Пожарского, шел своего рода спор между разными чудотворными списками. В частности, на это претендовала чудотворная Казанская икона из Вязников.
Неожиданный разворот этот сюжет получил, когда год назад образ, перед которым молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, был обретен и представлен патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Он явил его после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, рассказав, что этот день можно назвать обретением чудотворного Казанского образа Божией Матери.
Отмечалось, что "благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества". Обретенный чудотворный Казанский образ Божией Матери датирован 1580 годом.
"Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской Православной Церкви", - подчеркнул патриарх. Он рассказал, что икона находилась в патриаршей резиденции в Переделкино и была предназначена к передаче в храмы и монастыри, куда приезжает патриарх. Она остановила на себе внимание патриарха, показавшись ему сначала искусной подделкой под старину. Но после экспертизы выяснилось, что икона написана в 1580 году, то есть принадлежит эпохе Минина и Пожарского.
"После тщательнейшего изучения и самого образа, и обстоятельств, связанных с его историей, когда у меня не осталось ни малейших сомнений, что передо мной подлинник, я принял решение рассказать о великом событии нашему народу, всем вам, а через вас всему миру", - сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Подлинник иконы, перед которым, по словам патриарха, молились Минин и Пожарский, был передан в Казанский собор на Красной площади, его можно там увидеть и помолиться перед ним.
4. Как отличить, что перед вами Казанская икона, а не Иверская, Смоленская или Донская?
Если вы собрались помолиться Казанской иконе Божией матери или просто посмотреть на знаменитый образ, но не сведущи в иконописи и не можете его разыскать, запомните простой знак того, что перед вами Казанский образ. Младенец изображен с левой стороны от Богоматери и смотрит прямо на вас. Его рука благословляет вас.
5. Какие чудотворные списки с Казанской иконы известны?
К сожалению, оригинал иконы в 1904 году был похищен из Богородицкого женского монастыря Казани. Преступников быстро нашли, но при обыске у Варфоломея Чайкина и его сожительницы обнаружили лишь драгоценности и украшения от украденных двух икон, сами иконы он порубил и сжег.
Его, как главного вершителя кражи и святотатства, отправили на каторгу. Все соучастники понесли наказание. Икону стали считать сожженной, но со временем появились версии о ее возможной перепродаже. Казанскую икону, если не ищут, то ждут ее чудесного явления. Но в русских храмах осталось множество ее чудотворных списков.
Среди чтимых (почитающихся святыми) списков Казанской иконы упоминаются Московская, Казанская, Петербургская, Ярославская, Вязниковская, Нижнеломовская, Витебская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская, Якобсштадская.
Казанская икона есть практически в любом храме, но если вам надо попасть к чудотворному образу, по возможности, сходите в Казанский собор в Санкт-Петербурге.
6. О чем молятся Казанской иконе Божией матери?
"Специализация" чудотворных икон на той или помощи человеку - вещь спорная. Многие мудрые и хорошо образованные священники не рекомендуют увлекаться утилитарно-практическим ранжиром молитв: этому святому молимся от зубной боли, а этому - от высокой температуры, а этой иконе - о браке и деторождении. В принципе, Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и архангелам и любому святому можно молиться и без пометок "о чем". Что вас беспокоит, о том и молитесь. Но для кого сверхважно идти на поводу своеобразных маршрутов молитвенных просьб, можно обратиться к тропарю Казанской иконы и молитве ее образу. Тропарь и молитва подсказывают нам, что этому образу можно молиться о мире в стране, о непоколебимости веры, от ересей и раскола (особенного актуального сейчас на Украине), от грехопадений, от клеветы злых человек, от искушений, от скорбей, от болезней, бед и внезапной смерти, от всех зол. Ну и поскольку первыми получившими исцелений от Казанской были слепые, то считается, что хорошо помолиться пред Казанской иконой тем, кто страждет глазами.
Лично у меня после молитв у Вязниковской Казанской иконы Божией матери встала на ноги и пошла до этого долго лежавшая обезноженной мама.
7. Что можно и чего нельзя делать в этот праздник?
В принципе, нет никаких предписаний к тому или иному поведению, кроме общепринятых и давно известных.
Верующим или ищущим веры хорошо сходить в этот день с утра в храм на Литургию.
Весь день хорошо вспоминать о празднике и молиться Пресвятой Богородице, читая ей тропарь, кондак, молитву. Можно молиться и своими словами.
В старину считалось очень важным (особенно среди простого народа) строгое правило - не работать на большие праздники. А "Казанская", конечно, большой праздник. И сегодня в проповедях можно услышать предание, как крестьяне уговаривали помещика не заставлять их работать на Казанскую. "Казанская в Казани", - нагло отвечал он, и заставил их в праздник косить и сгребать сено. К вечеру собрались тучи, началась гроза, все скошенное сено сгорело.
Так что все, у кого есть возможность, в этот день стоит праздновать. А если вы православный верующий или идете к вере - молиться, благодаря Бога и Пресвятую Богородицу в дивном ее образе Казанском.