Популярность Достоевского растет на фоне обсуждения сериала «Преступление и наказание»

После двух переносов релиза «Преступления и наказания» с Иваном Янковским пользователи «Кинопоиска» — более 1,3 млн человек — затаились в ожидании. Площадка решила подбодрить зрителей и запустила 30 октября, в день рождения Достоевского, акцию: любая книга классика со скидкой 99% на «Яндекс Маркете» по промокоду. Она действовала только один день и на одну покупку до 1000 рублей.

Популярность Достоевского растет на фоне обсуждения сериала «Преступление и наказание»
© BFM.RU

Но приложение явно не справилось с нагрузкой и в течение дня часто сбоило: то в поисковом запросе не искалась книга, то товары не добавлялись в корзину, то не срабатывал промокод. Но это еще не все. Продолжает обозреватель Business FM Яна Ретунская:

Яна Ретунская обозреватель Business «Когда я все-таки добавила книги в корзину, то подождала несколько минут, чтобы понять, что они оттуда не удалятся сами собой. Такое тоже было. Стоимость была со скидкой, но в момент, когда нажимала кнопку «Оплатить», стоимость внезапно увеличилась до полной, промокод сбросился. Около 11 часов я смогла оформить заказ по промокоду. При этом продавцы, на мой взгляд, были не готовы к тому, что на их товар будет дана такая большая скидка, и они стали очень повышать стоимость книг. Например, «Идиот», серия «Школьная библиотека», который обычно в магазине стоит, наверное, до 300 рублей, стоил 8 тысяч. Такое было повсеместно».

За сутки пользователи заказали на маркетплейсе практически все книги Достоевского, а это более 35% от всех изданных тиражей его произведений в России с начала года. Поиск произведений автора в категории «Книги» увеличился в семь раз, уточнили в «Яндексе».

Из-за непредвиденного ажиотажа многие книжные столкнулись с трудностями. В частности, петербургские «Подписные издания» не смогли выполнить большую часть заказов, потому что книг просто не осталось. И их из-за этого заблокировали на «Яндекс Маркете». О небывалом интересе последних недель к Достоевскому рассказывает совладелец «Подписных изданий» Михаил Иванов:

Михаил Иванов совладелец «Подписных изданий» «Больше стало продаваться и больше стало заказываться, появляются специальные акции по договоренности с издательствами. Мы как производитель в том числе большого количества сувенирной продукции с Достоевским тоже чувствуем увеличение спроса, видим в магазинах партнеров, что стали появляться выкладки с Достоевским. Если говорить о тенденции, русская классика сейчас переживает какое-то по счету перерождение, мы видим топ продаж Грибоедова, Булгакова, Достоевского, это, конечно, не может не радовать. В том числе это связано с тем, что количество переводных романов существенно снизилось. Все-таки современные авторы не могут полноценно заместить на полках ту переводную литературу, которая больше не приходит в Россию».

По мнению гендиректора издательства «Эксмо-АСТ», председателя комитета Российского книжного союза по международному сотрудничеству Евгения Капьева, есть и другие причины интереса читателей к русской классике:

Евгений Капьев гендиректор издательства «Эксмо-АСТ», председатель комитета Российского книжного союза по международному сотрудничеству «Я считаю, наши классики недооценены среди молодой аудитории, их проходят в школьной программе, зачастую может быть неоднозначное мнение. Но в последние годы мы увидели, что молодая аудитория активно покупает классическую литературу. По классике какая особенность? Она бесплатна в электронном виде, все-таки это неохраняемая литература. То, что люди покупают, значит, что у них есть именно интерес к этому писателю. Сейчас классику стали очень красиво издавать, на порядок интереснее, креативнее, чем это было еще десять лет назад. Настолько сейчас и визуальные образы, и технологическое исполнение, и бумага, и какие-то вклейки, и иллюстрации гениальные».

Похожая ситуация с ажиотажным спросом на книги конкретного автора была зимой. Тогда вышла экранизация «Мастера и Маргариты» с Евгением Цыгановым и Юлией Снигирь.

Но в целом эксперты считают, что в обычное время, если не брать подогревы, связанные с фильмами и сериалами, скидки в день рождения авторов — это не очень эффективный рекламный инструмент.