Анна Надырова: "Изображение красивое, я сказала — ребят, давайте оставим"
Краеведов беспокоят перспективы найденной росписи на автовокзале в Казани, а собственника — еще и судьба здания
На Центральном ("Столичном") автовокзале Казани при ремонте помещения для арендодателя обнаружили настенную роспись советского периода. По словам собственника здания, при возможной реконструкции здания ее планируется сохранить. Вопрос, однако, в том, сохранится ли само строение — пока что руководство автовокзала просит изменить проект планировки территории в районе Ново-Татарской слободы, согласно которому оно, вероятно, пойдет по снос.
Может, Федоров, а может, и нет
На прошлой неделе автор телеграм-канала "Казанский краевед" Вячеслав Кириллин рассказал, что на Центральном автовокзале города обнаружена внушительная роспись "Дороги Татарии". Есть версия, что над ней работал художник Виктор Федоров. По крайней мере, его вдова и дочь подтвердили, что эта работа выполнена в стиле заслуженного деятеля искусств. С другой стороны, у экспертов есть сомнения.
Виктор Кронидович Федоров (1940—2001) известен как один из зачинателей монументального искусства в республике. Его самая известная работа — созданное в соавторстве с Сергеем Бубенновым и Рустемом Кильдибековым мозаичное панно "Казань — столица Советской Татарии" на фасаде здания пригородного железнодорожного вокзала. С Бубенновым же он делал "Посадим сады!" на фасаде Дворца культуры химиков. В этом году последнюю работу открыли в рамках капитального ремонта.
Совриск — в зоне риска
В целом у советского монументального искусства повышается статус в последние годы. Летом силами энтузиастов был собран первый реестр таких объектов, впрочем, охранным статусом практически все из них не обладают.
Поэтому в июне деятели культуры и искусства, краеведы, градозащитники, искусствоведы и архитекторы направили письмо раису республики Рустаму Минниханову с просьбой остановить строительные работы в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, в ходе которых могут уничтожить сграффито "Химия" на корпусе "Д".
В письме цитировали пост из телеграм-канала ректора КНИТУ Юрия Казакова, который сообщает, что проект реновации актового зала согласован с городскими властями и предусматривает полное восстановление сграффито: "Его облик сохранен на цифровые носители и будет восстановлен на прежнем месте после завершения монтажа теплоизоляционного покрытия. На новую поверхность будут точно перенесены не только контуры фигур: будет также восстановлена и оригинальная цветовая гамма, утраченная еще в начале девяностых. При этом оригинальное изображение останется под теплоизоляционным и декоративным покрытием и будет защищено от воздействия агрессивных природных факторов".
"Мы просим линию отодвинуть"
Казанский автовокзал был построен в 1963—1964 годах, а роспись, вероятно, скрылась за новыми стеновыми конструкциями в 1990-е.
Автовокзал сейчас обслуживает маршруты Казань — Лаишево (летом — еще Казань — Тихий Плес (Гаврилково), а также возит людей до Ярославля, Самары, Оренбурга, Актобе, Тольятти. Плюс коммерческие заказы. В этом году хозяева обновили крышу.
В марте 2024 года исполком Казани опубликовал документы по проекту планировки территории в границах улиц Девятаева, Камиля Якуба, Меховщиков. Среди мероприятий в документе интересны два:
1. Строительство магистральной улицы общегородского значения первого класса (участок Большого Казанского кольца) с западной стороны от железной дороги со строительством автомобильной эстакады на пересечении с ул. Татарстан.2. Формирование транспортно-пересадочного узла на пересечении ул. Девятаева и нового участка Большого Казанского кольца с реконструкцией существующего автовокзала.
— По зданию проведена красная линия, проведена не нами, архитектурным управлением, — комментирует планировку Анна Надырова. — Хотя здание построено давно. И, по идее, автовокзал планируется городскими структурами под снос. С июля мы просим линию отодвинуть, потому что она мешает реконструкции здания. Мы предлагаем провести ее таким образом, чтобы она прошла рядышком. При реконструкции мы будем с другой стороны возводить антресоль с зоной приема пищи. И если там будет, например, кафе-ресторан, эту фреску можно вписать в интерьер. Мы предоставили проект, хотим построить теплый перрон со двора. Нам нужно провести канализацию, воду. Переднюю часть здания мы не трогаем. В итоге получится пересадочно-транспортный узел, мы сделали амбициозный проект!