В Третьяковской галерее открылась выставка искусства передвижников. Она проходит в новом корпусе на Кадашевской набережной и приурочена к 155-летию со дня образования самого влиятельного художественного течения в русском искусстве XIX века.
В него входили Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Иван Крамской и другие. В экспозиции представлены более 150 работ из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея А. С. Пушкина и других.
«Передвижники» — самый масштабный проект, посвященный наследию художественного объединения за последние 50 лет. Комментирует искусствовед Софья Багдасарова:
Софья Багдасарова искусствовед «Открыть новый корпус такой выставкой очень символично, потому что передвижники — это тема, которая вызывает меньше всего споров у общественности, у российской аудитории, потому что все мы знаем передвижников с юных лет. С другой стороны, всякие жанровые сюжеты, умирающие крестьяне, утопшие девушки — это мрачно и скучно. Третьяковская галерея в лице своего куратора Татьяны Юденковой попыталась переосмыслить движение передвижников так, как мы должны воспринимать его в XXI веке благодаря достижениям науки и общественной мысли. Как мне рассказала куратор, за советский период передвижники обросли массой стереотипов: советская культура, политика использовала их в качестве агитации, они были очень удобны для иллюстрации ужасов царского режима. На этом фоне было позабыто, что их интересовало и множество других тем, начиная с евангельских. Задачей было показать, что все будущие движения конца XIX — начала XX века, движение Серебряного века, авангарда, которые последние 40-50 лет было принято противопоставлять передвижникам, на самом деле совершенно не шли с ними вразрез, а наоборот, эти движения выросли из передвижничества, что поздние передвижники на своем этапе развития приходили к импрессионизму, символизму, некоторые даже к постимпрессионизму. Например, конец экспозиции — картины Куинджи, его пейзажи закатные, которые вполне могли украсить экспозицию постэкспрессионизма, сравнимы с Мунком. Передвижников в таких масштабах полвека не выставляли, то, что сейчас к ним интерес снова вернулся, — это любопытный симптом».
Выставка продлится до 6 апреля.