Минимализм, мечи и много света. Как устроен спектакль «Гамлет» в Ленкоме Марка Захарова
В Ленкоме Марка Захарова показали первую премьеру сезона — спектакль «Гамлет» режиссера Антона Яковлева, художественного руководителя Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя.
Трагедия Уильяма Шекспира на сцене Ленкома уже в третий раз. В 1977 году за пьесу о принце датском, желающем отомстить за смерть отца, взялся Андрей Тарковский, в 1978-м спектакль ушел из репертуара. В 1986 году «Гамлета» поставил Глеб Панфилов. Роли исполнили Инна Чурикова, Александр Абдулов, Александр Збруев и Олег Янковский. Грандиозного успеха обе постановки не имели.
Авторская версия знаменитой пьесы
Антон Яковлев предлагает свою литературную версию «Гамлета». Актеры не произносят со сцены знаменитых строк Бориса Пастернака или Михаила Лозинского (чьи переводы на русский стали, пожалуй, наиболее популярными), зато знакомят зрителя с буквальным переводом хрестоматийной пьесы Шекспира.
«Работа над текстом была достаточно долгой, потому что я изначально хотел сделать текст в прозе, а не в стихотворной форме, — рассказал режиссер. — Все началось с подстрочника, а дальше я использовал три-четыре перевода — не буду сейчас говорить, каких. Получилась авторская версия пьесы, которая родилась из моего понимания того, что здесь главное. Эту версию следует воспринимать как сценическую редакцию по мотивам пьесы “Гамлет”».
Для Антона Яковлева история прежде всего о борьбе, которая происходит в душе у человека, о том, как сложно быть созидателем и разрушителем одновременно. Стиль спектакля он определяет как фантастический реализм — этот термин ввел режиссер Евгений Вахтангов, объединивший методологии Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда.
Заключается метод в следующем: артист обязательно должен испытывать подлинные чувства, полностью вживаться в роль, но при этом представлять персонажа в нарочито театральном виде — любая его мысль должна иметь физическое подкрепление, свою метафору. Поэтому, например, Антон Шагин, играющий на сцене Ленкома Гамлета, втыкает в пол сцены мечи, изображая тем самым то ли кладбище, то ли поле после сражения. Замысливший месть, не понимающий того, видел ли он призрак отца взаправду или же стал жертвой беса-шутника, принц обматывает рукояти мечей кроваво-красными веревками. Они нужны Гамлету, чтобы чуть позже опутать ими других, но прежде всего самого себя.
Как выглядит спектакль
Все внимание в постановке — к героям. Декорации, созданные заслуженным художником России Алексеем Кондратьевым, предельно минималистичны: они представляют собой одну большую стену с ярко горящими кругами-фарами, на ее фоне и разворачивается действие. Монохром, в котором выдержан спектакль, изредка разбавляют яркими акцентами, например красными стульями или того же цвета веревками в руках главного героя. Весь спектакль сопровождает живая музыка — ее исполняет оркестр, спрятанный в оркестровой яме. Звуковым оформлением занимался композитор Андрей Зубец.
Отдельного внимания заслуживает так называемый театр в театре — сцена, где по просьбе Гамлета бродячие актеры разыгрывают перед королевской семьей и придворными убийство короля. В этом видится отсылка к средневековому уличному театру дель арте, начиная от характерных масок и заканчивая намеренно гротескными движениями.
«Гамлет» — пьеса, вот уже несколько столетий не теряющая актуальности, одна из самых популярных на театральных подмостках мира. Художница по костюмам Тамара Эшба подчеркивает это: она придумала артистам не средневековые наряды, а вполне современные образы. Например, Гамлет носит солнцезащитные очки и модный кардиган, а Офелия — пышное белое платье, черный пиджак и массивные тяжелые ботинки. Пытаясь быть ближе к возлюбленному, в какой-то момент она сама надевает темные очки, но с одним выбитым стеклом — это тоже метафора, напоминание о собственном фантасмагоричном мире, в котором живет Офелия.
«Гамлет» и «А зори здесь тихие»: новый сезон в Ленкоме Марка Захарова
Хрупкая Офелия и непредсказуемый Гамлет
Офелию в спектакле играет актриса Алла Юганова и свою героиню считает чудачкой — но в хорошем смысле слова.
«Она, конечно, очень хрупкая. У нее своя реальность, потому что она не может принять общую — особенно это видно во втором акте. Тем не менее моя Офелия мне нравится, потому что она свободная», — сказала актриса.
Главный герой переживает серьезную трансформацию. Если в начале его мучит обида на мать, довольно скоро вышедшую замуж после смерти мужа, то к финалу он становится непредсказуем, ему все труднее владеть с собой и чувствами, которые бушуют внутри.
«Как можно верить в бога и творить зло? Как это сочетание может поселиться в одном человеке, который ратует за справедливость и одновременно совершает страшные поступки? Если коротко, работая над ролью, я думал об этом», — отметил Антон Шагин.
Ему уже доводилось играть Гамлета — в дипломном спектакле в Школе-студии МХАТ. Артист признался: ему казалось, что к этой роли он больше не вернется, однако предложение Антона Яковлева заставило его передумать.
Максим Аверин, недавно вошедший в труппу Ленкома, перевоплотился во врага Гамлета — коварного дядю Клавдия, который на пути к престолу не остановится ни перед чем. В разных составах Аверин делит роль с Виктором Раковым.
«Роли злодеев мне нравятся — они открывают новые клапаны моей души, — шутит актер. — Я вообще не очень верю в систему “плохой/хороший человек”, мне кажется, что любой из нас соткан из разного, из недостатков и достоинств. Другой вопрос, как мы с этим справляемся».
Кроме них, в спектакле заняты Анна Якунина (Гертруда), Иван Агапов и Владимир Юматов (Полоний), Игорь Коняхин (Лаэрт), Дмитрий Мальцев (Горацио) и другие.
В следующий раз «Гамлета» можно увидеть 29 октября, 5, 6 и 29 ноября, а также 17, 18 и 27 декабря.