Как татары и другие мусульманские народы помогали строить Магнитогорск
В этом году Магнитогорску исполнилось 95 лет, по случаю юбилея проходит много тематических мероприятий. В октябре ученые и общественники провели конференцию "Многообразие традиций народов Российской Федерации как культурно-историческое богатство региона". Одним из докладчиков выступил колумнист "Реального времени", директор местного филиала Института истории им. Ш. Марджани Салават Ахметзянов. По итогам встречи в очередной статье для нашего издания историк рассказывает о том, как город металлургов помогали строить представители татарского и других мусульманских народов, а также о том, как с годами менялись их численность и традиции.
"Татары являлись посредниками между российским государством и восточными народами"
В конце июня текущего года Магнитогорск отпраздновал свое 95-летие. Уже с первых дней его строительства в нем проживали и трудились мусульманские народы — коренные жители данной территории, древней земли Великой Кипчакской степи: башкиры, казахи и татары. Языки этих народов принадлежат к кипчакской группе тюркского языка, а кроме того, все они исповедуют суннитскую ветвь ислама ханафитского масхаба.
Заметим, что именно степень сохранности родного языка и религии является важнейшим индикатором сохранности национальных традиций. Культура и традиции данных народов до последнего времени имели своего рода "аульный" характер, подкрепляемый развитыми семейно-родовыми отношениями. Тем не менее, в конце 20-х годов прошлого века между этими тюркскими национальностями существовала определенная разница по ряду моментов.
Татары уже давно были оседлым, земледельческим народом, который раньше всех был включен в орбиту цивилизации российского государства. Они достаточно массово присутствовали не только в своих деревнях, но также и в городах, где активно занимались торговлей и разнообразной ремесленной деятельностью. Поэтому татары, в первую очередь мужчины, уже выделялись знанием русского языка. Столетиями татары в лице купцов и мусульманских проповедников являлись своего рода посредниками между российским государством и восточными народами. В свою очередь, башкиры были отчасти еще полукочевым народом, у которого постепенно усиливалась работа на земле. Казахи на тот момент были практически кочевым народом.
Сто лет назад, несмотря на явное доминирование ислама у мусульманских народов, в их коллективной памяти, в разной степени сохранялись доисламские верования. Например, в стихах начала XX века известного татарского поэта Дэрдменда (Закира Рамеева) имеется три вида лирического обращения к Всевышнему: "Алла", взятое в свое время у арабов, "Худай", пришедшее из персидского фарси, а также "Тенре", как указание на высшее божество Тенгри из древней религии ранних тюрков, обозначаемой как тенгреизм. По моим наблюдениям, сегодня старики в татарских деревнях практически не знают этого древнетюркского имени, но оно еще сравнительно живо в народной памяти у башкир и казахов, как и некоторые традиции религии тенгреизма.
С лета 1929 года на строительство нового города и завода люди прибывали двумя путями. В первом случае на всесоюзную стройку приезжали добровольно. Например, татары и башкиры по большей части направлялись на Магнитострой из колхозов (по разрешению своего начальства) на своего рода отхожий промысел. При этом, как правило, их семьи — жены и дети, оставались в деревнях, так как в первые годы на новой стройплощадке для рядовых строителей и прочих работников отсутствовали нормальные жилищные условия. За редким исключением, их ожидали лишь холод палаток и теснота бараков. Согласно данным доклада Магнитогорского горсовета от 19.02.1935, в тот момент в городе начитывалось татар — 3 021 чел. (только вольные), казахов — 2 911 чел., башкир — 1 032 человека (1).
Второй способ рекрутирования первостроителей носил насильственный и репрессивный характер через массовое раскулачивание крестьян и принудительную высылку на новое место жительства вместе с семьями. И именно этот способ был использован применительно к населению Татарской АССР, откуда в 1930—1931 гг. на Магнитку привезли более 40 тысяч раскулаченных ссыльных, включая стариков, женщин и детей. В их числе было около 20 тысяч татар-мусульман. Как показывает анализ списков НКВД по магнитогорским спецпоселкам, по причинам массовых побегов и смертей от голода, холода и эпидемий количество татар к началу 1935 года сократилось до 10 тысяч человек (2). Общее их количество в городе (вместе с вольными) составляло около 13 тысяч.
В свою очередь, казахи, в сравнительно в ощутимом количестве, появились в строящемся городе весной 1933 года, в рамках так называемой трудовой мобилизации. С побережья Аральского моря было завезено 4 500 человек вместе с семьями с целью их спасения от массового гибельного голода, возникшего в результате небывалой засухи, а также в результате репрессивных мер по "сгону" кочевников в колхозы. Основная масса казахов была размещена в построенном конкретно для них Казакском поселке (именно такое название значится в документах этого периода). Летом 1935 года руководством города и комбината было принято решение о ликвидации поселка и расселении казахов по баракам тех 15 предприятий и организаций, где они работали. Отметим, что в отличие от спецпереселенцев, казахи считались полноправными жителями страны. Однако в течение нескольких последующих лет практически все завезенные казахи вернулись в родные края.
С прибытием татар возникла небывалая концентрация нескольких сотен имамов
Дети тюркских народов того времени поголовно не знали русского языка, поэтому в городе организовывалось обучение на национальных языках, для чего в 1934 году были созданы школы — татарская, казахская, башкирская, а также 10 школ со смешанными классами: татарских — 65 классов (2 027 учащихся), казахских — 11 классов (290 учащихся), башкирских 5 классов (80 учащихся). Указание на численность учащихся является важным показателем, указывающим перспективы будущего национального состава населения Магнитогорска.
Из вышесказанного становится понятным, что татары в период 1930-х годов составляли более 90% мусульманского населения города. Но кроме количественной, важна и качественная сторона вопроса, что выражается, прежде всего, в степени мусульманской образованности того или иного народа. Как известно из множества исторических источников, у татар, в отличие от башкир и казахов, уже столетиями существовала развитая система народного исламского образования. Поэтому среди ссыльных татар сюда прибыла своего рода "крестьянская элита", то есть люди, имевшие возможность пройти массовое обучение основам ислама, знавшие содержание Корана, владевшие арабской письменностью. Ведь еще до революции 1917 года, да и в первые годы после нее, в каждой татарской деревне, при каждой мечети, существовали начальные школы ислама — мектебы. А в крупных селах и мечетях была более высокая степень мусульманского образования в виде медресе. Например, у автора статьи оба раскулаченных деда (бабайлар) закончили медресе, а обе бабушки (эбиляр) учились в мектебах. Все они имели возможность читать религиозные тексты в арабских подлинниках. Сохранились письма одной из эби в родную деревню, написанные на арабице, где она описывает трудности их жизни в спецпоселке.
После прибытия татар-мусульман на Магнитострой возникла уникальная ситуация: небывалая концентрации нескольких сотен имамов в спецпоселках. Например, анализ данных из Книги Памяти Татарстана выявил, что из Сармановского района было выслано на строительство Магнитки 13 имамов, включая трех указных мулл (4), а из Сабинского — не менее 10 имамов (5). Если учесть, что районов высылки из Татарской ССР было более сорока, то бытовавшее среди бывших спецпереселенцев утверждение о невероятно большом количестве мусульманских священнослужителей в месте высылки выглядит вполне достоверным.
Большую роль в сохранении национальных традиций среди ссыльных мусульман сыграло то, что в послевоенные годы им вернули гражданские права и разрешили строить собственные индивидуальные дома. Таким образом на левом берегу Урала, на месте бывших спецпоселков, возникла своего рода большая татарская "деревня" из тысяч домохозяйств, разбросанных по всему левобережью города. Например, на территории самого крупного спецпоселка Центральный были заново выстроены дома поселка Новостройка, который до сих пор по старой памяти называют Татарским. Первые 20 лет в этой "деревне" проживали большие трехпоколенные семьи со множеством детей. Повсеместно звучала татарская речь, отсутствовали межнациональные браки, в большинстве домов на стенах висели шамаили с изречениями из Корана и имелись религиозные книги с текстами на арабской графике. Татарское население неуклонно следовало мусульманским обычаям (пятикратный намаз, исполняемый старшим поколением, обряд имянаречения — "исеме кушу", освещение брака — "никах", похороны и поминальные обеды — "аш уздыру").
Большинство магнитогорских татар продолжали поддерживать тесные отношения с родственниками из родных деревень. Хотя редко у кого возникало желание вернуться на историческую родину по очевидным причинам, в связи с явно более низким уровнем деревенской жизни во всех ее сферах. Наоборот, начиная с конца 1950-х годов, на Магнитку массово начали переезжать деревенские жители из Татарстана. Ведь здесь у них была поддержка в виде ранее раскулаченных родственников, которые уже вполне материально укрепились, чтобы ее оказать. Этот процесс переселения значительно усилил татарскую общину Магнитогорска. К 1978 году численность татар в нашем городе достигла своего максимума и составила 7% от всего городского населения, а башкиры в тот период составляли около 2%. Два народа в то время старались держаться вместе, чтобы сохранить свою национальную культуру, что нашло выражение в создании именно татаро-башкирских театральных, песенных и танцевальных самодеятельных коллективов.
В 90-е татары построили большую соборную мечеть в центре Магнитогорска
Устойчивость татарской идентичности и традиций в Магнитогорске была максимальной, пока татары жили в своих личных домах в различных поселках на левом берегу Урала в рамках своего рода "татарской деревни". Как упоминалось выше, работал связующий принцип "аульной культуры". У самого старшего поколения не были приняты межнациональные браки. Практически не создавались семьи даже с единоверцами — башкирами и казахами. А в поколении их детей межнациональных браков было не более 5%. Но именно в этом поколении, несмотря на хорошее владение татарским языком и соблюдение татарских традиций, в какой-то мере начался отход от национальных основ. В частности, дети ссыльных уже не были такими религиозными, как их родители, не владели татарской арабицей, что отрывало их от письменной культуры прошлого. Уже начался процесс разрыва культурной преемственности. И этот процесс усиливался по мере переезда с начала 60-х годов из домов "деревенского" левого берега в квартиры урбанистического правобережного района Магнитогорска. В поколении внуков только две трети браков оставались национальными. А вот в поколении правнуков уже не более 20% национальных браков. Но наметилась новая тенденция — современные браки с коренными мусульманскими народами — башкирами и казахами.
Именно количественные и качественные характеристики татарских мусульман позволили им, при определенной поддержке башкир, к началу 1990-х годов построить большую соборную мечеть в центре города, а до этого первую мечеть, поменьше — в районе так называемого Татарского поселка. А 5 лет назад, в 2019 году, по инициативе татар была открыта еще одна мечеть — третья по счету. Именно в ней, кроме татар, активно присутствуют еще башкиры и казахи.
За последние 20 лет национальный состав мусульман Магнитогорска существенно изменился. Согласно последней переписи населения, количество магнитогорских татар составляет 22,2 тыс. чел. (5,4%, при этом их численность в городе между переписями увеличилась на 8,3%), башкир — 19,9 тыс. чел. (4,8%), казахов — 4,3 тыс. чел. (1,1%), что совокупно дает цифру 11,3%. Кроме того, по данным начальника местного УВД, опубликованным в газете "Магнитогорский металл" от 22 февраля 2023 года, в городе насчитывается уже более 25 тысяч мигрантов (что составляет не менее 6% от общего количества населения). И если судить по постоянным посетителям соборной мечети, то религиозная активность приезжих мусульман, к сожалению, выше активности тех, кто жил здесь изначально. Вероятно, это связано с тем, что мусульмане этих советских окраин меньше подвергались урбанизации и русификации, сохраняя свой национально замкнутый уклад жизни.
За многие столетия существования вышеназванных тюркских народов именно "советский проект" оказал наибольшее влияние на модернизацию их культуры и традиций в соответствии с требованиями оптимального существования в рамках российской государственности. Сегодня среди татар, башкир и российских казахов практически нет людей, не владеющих русским языком. Среди них очень велика доля высокообразованных и успешных граждан страны. Но этот "цивилизационный рывок" оплачен, пока в разной степени у каждого народа, потерей свой культурно-языковой идентичности и национальных традиций. Например, среди татар Магнитогорска в последние десятилетия резко снизилось количество носителей родного языка, даже на бытовом уровне. У башкир языковая ситуация несколько лучше за счет близости башкирских деревень совсем рядом с нашим городом. Но все равно чувствуется, что у башкирской и казахской городской молодежи уже ощутимо прослеживается ситуация забывания родного языка.
В плане развитости лидирует татарское сообщество
Сохранность древних, архаических традиций у тюркских народов прослеживается в разной степени. Например, все указанные народы еще сто лет назад были "людьми лошади". И если сегодня в Татарстане насчитывается не более 30 тысяч лошадей (из них — татарской породы около одной тысячи), то в Башкирии их 130 тысяч (из них — башкирской породы не менее восьми тысяч), а в Казахстане более четырех миллионов лошадей, при сравнительно массовом наличии нескольких видов казахской породы. Кроме того, у казахов имеется около 300 тысяч верблюдов. Высокий уровень урбанизированности татар и их отход от древних "деревенских" традиций имеет прямым следствием все более низкую рождаемость, по сравнению с башкирами и казахами, что предполагает возможность постепенного снижения их доли и значения в российском социуме.
Наличие негативных тенденций в сохранении национальных традиций коренных мусульманских народов вовсе не означает, что они не предпринимают усилий по развитию своей культуры. У каждого из мусульманских народов имеется своя культурно-национальная автономия, которым оказывают определенную поддержку как федеральная власть, включая городскую, так и соответствующие организации Татарстана и Башкирии. В городе успешно работает Дом дружбы народов, где имеются отделы башкирской, казахской и татарской культур. И есть уже давнее правило посещать национальные концерты друг у друга. В центре города недавно заново открыта современно перестроенная, татаро-башкирская библиотека, где проводятся самые различные мероприятия, посвященные культуре и традициям. Уже полвека татары совместно с башкирами каждый год в начале лета проводят традиционный праздник Сабантуй (праздник плуга), на который собираются тысячи горожан самых разных национальностей. Но пока в плане развитости структур, поддерживающих национальную культуру, и общественной активности, лидирует татарское сообщество, у которого есть свой Татарский центр, свои газета и сайт, корпункт ТНВ-Магнитогорск, филиал института истории АН РТ, исторический клуб "Татарика", классы в одной из городских школ, в которых преподают татарский язык и т. д.
Сохранение национальных традиций любого народа способствует более успешной социализации подрастающего поколения, выработке у него особой привязанности к своим семейно-родовым корням, к своей "малой родине" и России в целом, развитию сильного чувства патриотизма. Многообразие национальностей создает в обществе конкуренцию между разными культурно-языковыми идентичностями людей. Замечено, что общество без здоровых конкурентных начал теряет динамику развития, обречено на стагнацию и деградацию.
В свою очередь, установка на моноэтничность общества как некой гарантии его усиленной стабильности, что показывают прошлое и настоящее нашей страны и других государств, вовсе не охраняет его от серьезных конфликтов и потрясений, вплоть до гражданской войны. Поэтому раздающиеся иногда в медиапространстве призывы называть все коренные народы с приставкой "русский" (русские татары, русские башкиры и т. д.) не имеет под собой аргументированных оснований. Во-первых, "русскость" уже много веков привязана к православной вере. И именно для укрепления "русскости" уже много лет строятся тысячи православных храмов. Во-вторых, понятие "российский" более приемлемо для многих народов (российский татарин, российский башкир, российский казах). Ведь тысячи воинов, в том числе из коренных тюркских народов, на полях сражений СВО сегодня сражаются именно за Россию!