Почему Вячеслав Клыков – уникальный скульптор

19 октября 2024 года исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. И тут сразу возникает вопрос: а почему мы считаем его выдающимся? Только ли потому, что земляк? Что ж, и такое бывает, но это явно не тот случай. А для того, чтобы уяснить, почему Вячеслав Клыков – скульптор не просто талантливый, а выдающийся, необходимо понять, в чём состоит сущность его творчества. Начнём с того, что всякое искусство символично, но скульптура – это символизм в самом что ни на есть сгущённом, наглядном виде. И здесь имеют место именно те символы, которые материализуются из наиболее сильных идей времени и напрямую влияют на жизнь. Скульптура напрямую связана с историей, а значит и политикой. Потому и возникают нешуточные баталии вокруг установки или сноса тех или иных памятников. Дважды – в конце 90-х – взрывали памятник Николаю II работы Вячеслава Клыкова, и дважды – за собственные авторские средства – памятник восстанавливался. О чём это говорит? О том, что кому-то эта личность столь ненавистна, в том числе на уровне символа, что не останавливаются даже перед уголовным преступлением. И напротив: самому автору этот исторический символ жизненно важен. И в этом моменте Клыков выступает как восстановитель целостности русской истории. О том, что такое разделение, свидетельствует сам Вячеслав Михайлович: – Я вот из крестьян – у нас род был большой, – вспоминал он. – А советская власть разделила его натрое. Три брата – три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Второй – крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат. А третий стал монахом Киево-Печерской лавры, отец Иоанн, он был причислен к лику святых. А то, что наша земля пребывает в мерзости запустения, виноваты мы сами. И свою собственную миссию – сознательно или подсознательно – он видел именно в преодолении этой «мерзости запустения», в восстановлении целостности, то есть исцелении коллективной русской души. И недаром посвящённые ему книги и альбомы называются не иначе как «Воин Святой Руси», «Заступник земли Русской»… В нём сконцентрировалась сама русская идея, и произошло это в очень трудную для Руси эпоху, когда под вопросом оказалось само её существование. Он выбирает именно те личности, которые ведут к целостности, содержат в себе объединительные идеи всеединства все-Руси: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Кирилл и Мефодий, Дмитрий Донской, маршал Жуков, Илья Муромец, Святослав, Владимир, Ольга – это те, которые вопросов не вызывают. Хотя… вот памятник Александру Невскому в Курске. Доводилось слышать: какое отношение князь имеет к Курску? Да самое непосредственное – как общероссийский символ, как святой всея Руси, то самое отношение, какое Курск имеет к Руси! Но есть в его творчестве направление, которое воспринимается в нашем обществе неоднозначно. Это связано с политическими взглядами Клыкова, с его православным монархизмом, с его ортодоксией – в конце своей земной жизни стал председателем вновь созданного Союза русского народа. И в этом плане такие работы мастера, как памятник адмиралу Колчаку в Иркутске, Петру Аркадьевичу Столыпину в Саратове и, конечно, последнему российскому государю Николаю II, могут восприниматься не как объединяющие, а как разъединяющие. Но это совсем не так! По той причине, что Русская революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война для России – это прежде всего огромная трагедия, поскольку живой её организм был разбит, разрезан, разделён надвое. И истинный посыл Клыкова состоит здесь опять-таки в устремлённости к исцелению, возвращению отбитых частей, восстановлению всего того, что было разрушено и утеряно в связи с социальной революцией со всеми вытекающими из неё последствиями. К преодолению двойственности в русском самосознании. Выбранные скульптором символы – это то, что было, есть и будет, потому что это Россия – вот в чём здесь посыл Клыкова. И ещё одна грандиозная фигура, к которой обратился Вячеслав Михайлович, свидетельствует о другом крайне болезненном событии в истории Руси. Это протопоп Аввакум – памятник великому православному подвижнику был установлен в селе Григорово Нижегородской области в 1988 году. Его автор понимал, что раскол и его последствия стали для Руси глобальной трагедией, незаживающей раной. И что именно в этом заключается наша задача на будущее – преодолеть последствия раскола и Гражданской войны. Суть послания Клыкова лежит в глубинах русский истории, русской идентичности. По сути, это вектор русскости как таковой. И в этом смысле Клыков – явление уникальное. Есть, конечно, немало художников, в которых тоже сконцентрирована русская идея, уводящая в глубину и восходящая в небо. Вот, например, Константин Васильев (1942–1976), Илья Глазунов (1930–2017), его сын Иван Глазунов (род. 1969), Павел Рыженко (1970–2014), много их. Но при всём таланте и при всей силе работ указанных русских художников, в чём главное отличие от них Клыкова? Да именно в том, с чего мы начали – в том, что он не живописец, а скульптор. В отличие от живописного полотна монументальная скульптура – памятник – постоянно находится на людях, на виду у всех, в средоточии жизни. А если в работе воплощена реально живая идея – а у мастера иначе быть не может, – то она и сама становится неиссякаемым источником энергии. Отсюда и та воистину пророческая мощь, которую чувствуешь, глядя на творения Вячеслава Клыкова. Олег КАЧМАРСКИЙ, РИА «Курск»

Почему Вячеслав Клыков – уникальный скульптор
© Курская правда