От "Феи кукол" до "Сильфиды" и "Евгения Онегина": какие оперы и балеты стоит увидеть детям
Начало нашего века. В Мариинском театре идет "Спящая красавица" — только что восстановленная полная версия Мариуса Петипа. Масштабное, торжественное зрелище. На пятом часу спектакля замечательная балерина снова выходит на вариацию и в полной тишине с верхнего яруса звучит измученный детский голос: "Опять она!" Публика хохочет, пунцовая мама срочно вытаскивает ребенка из зала. А что ребенок? Ребенок не виноват. Его просто привели на слишком длинный для него спектакль. Такое — неверный выбор — случается регулярно.
В преддверии школьных осенних каникул, которые проходят с 26 октября по 4 ноября, рассказываем о подходящих для детей постановках в музыкальных театрах Москвы и Петербурга. Поход на эти спектакли превратится не в испытание, а в захватывающее приключение для ребенка.
Большой театр
Непосредственно в дни школьных каникул лучший выбор для ребенка лет десяти и старше — "Сильфида" Хермана Левенскольда. Одному из сокровищ романтического балета почти двести лет, но он как новенький — свежие редакции не дают ему обветшать. Нынешнюю сделал звезда датского балета Йохан Кобборг, и это аутентичная, точная версия постановки Августа Бурнонвиля (балетмейстера, поставившего "Сильфиду" в XIX веке).
История о том, как собирающийся жениться добропорядочный молодой человек засыпает в кресле у камина и оказывается разбужен белокрылым летучим существом, захватывает мгновенно. Детям, впервые оказавшимся в балетном театре, явлена сама суть классического танца: полеты волшебных существ над обыденностью мира. При этом в балете есть старинные театральные фокусы (дева воздуха исчезает практически на глазах), внушительная сцена ворожбы темной колдуньи и обаятельные зарисовки жизни шотландской деревни, где, собственно, происходит действие. Наверно, необходимо предупредить: в спектакле печальный финал, юный фермер, желающий во что бы то ни стало удержать летучую девушку, невольно ее погубит. Но романтизм вообще нечасто предлагал счастливые окончания историй, а детям старше десяти уже можно задумываться о цене человеческих решений.
Чуть позже, в ноябре, в Большом будет идти "Баядерка" (Людвиг Минкус). Это тоже хороший вариант, чтобы вывести ребенка на балет, — он подойдет, скорее, для детей от 12 лет. "Баядерка" почему-то менее известна в народе, чем "Лебединое озеро", хотя представляет собой гораздо более бодрое зрелище. Балетмейстер Мариус Петипа ничего не знал про древнеиндийскую жизнь, но про любовь, искренность, верность знал практически все. В балете возникает любовный треугольник между бедной баядеркой (служительницей храма), великим воином и дочерью раджи. Понятно, что баядерке не поздоровится, но на ее монолог во время свадебного торжества счастливой соперницы (знаменитый "танец с корзинкой") смотрят, затаив дыхание, даже скептические мальчишки-подростки. С детьми сейчас о любви разговаривают сериалы, но "Баядерка" — это возможность предложить им другой, более высокий разговор.
В начале декабря Большой выпускает прицельно детский спектакль — в репертуар после долгого отсутствия возвращается "Чиполлино" Карена Хачатуряна. Впервые поставленный более полувека назад в Киеве, этот спектакль в хореографии Генриха Майорова побывал чуть ли не на всех сценах СССР — детского репертуара всегда не хватало.
Повесть Джанни Родари о том, как овощи восстали и доказали фруктам свое право на жизнь, была превращена Майоровым в развернутый спектакль, в котором начинались карьеры будущих звезд. При этом танцы были придуманы так, что в роли Чиполлино дебютировали будущие мощные Спартаки, а в роли графа Вишенки (аристократа, присоединившегося к восстанию овощей) — будущие изящные принцы (в этой партии в юности блистал, например, Николай Цискаридзе). Балетоманы обычно не пропускали вводы новых исполнителей в этот детский спектакль — по ним можно было понять, кого руководство театра видит будущими премьерами. Так что нынешнее возобновление — это тоже возможность открыть новые имена и понять, кто у нас имеет шанс продвинуться в карьере. Балет веселый и вполне увлекает детей, но надо понимать, что совсем малышню на него лучше не водить: он идет не меньше двух часов.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
В конце ноября "Стасик", как любовно зовет театр московская публика, ставит в афишу "Хованщину" Модеста Мусоргского в постановке главного режиссера театра Александра Тителя. Это отличный шанс познакомить подростков (14+) с русской оперой. Яростная история из XVII века, где в обстоятельствах стрелецкого бунта смешаны и взбиты личные амбиции бояр, любовные страсти и религиозный пыл раскольников, заставляет смотреть спектакль не отрываясь и сочувствовать персонажам так, будто они живут в соседнем доме, а не в теремах четыреста лет назад. Время для лирики "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" придет чуть позже, "Хованщина" первой объяснит, что опера — это не скучно.
А в середине месяца Театр Станиславского и Немировича-Данченко показывает одно из старинных своих сокровищ — "Эсмеральду" (музыка Цезаря Пуни, Рейнгольда Глиэра и Сергея Василенко). Хореограф Владимир Бурмейстер, в середине века определивший стиль театра на Большой Дмитровке, превратил роман Гюго в балет в 1950 году. С тех пор спектакль пережил несколько возобновлений, но важно то, что сохраняется преемственность, и педагоги транслируют стиль новым и новым поколениям исполнителей. Бурмейстер был мастером насыщать танец актерской игрой, поэтому все перипетии сложной истории парижской цыганки, в которую одновременно влюбились уродливый звонарь, суровый священник и красавец-аристократ, изложены в постановке понятно и увлекательно. Спектакль длится три часа — немало, поэтому если говорить о возрасте, то тут, наверное, все же 12+, хотя история будет понятна и детям помладше.
Мариинский театр
В дни школьных каникул Мариинский танцует "Корсара" Адольфа Адана — этот солнечный балет можно рекомендовать для похода с детьми 12+. (Для тех, кто младше, он длинноват.) Красочная история с благородными пиратами, гадким работорговцем, штурмом дворца паши, в гарем которого мимоходом продали возлюбленную главного героя, — одно из самых пестрых сочинений Мариуса Петипа и одно из самых веселых. Никаких трагических смертей и никаких страданий — солнце Греции сияет, пленницы гарема выстраиваются в строгую картинку "Оживленного сада" и дисциплинированно показывают высший класс русского балета, любовь побеждает все препятствия.
Позже, в ноябре, в Мариинском можно с детьми 10+ захватить яркую балетную сказку "Шурале" на музыку Фарида Яруллина (балет на основе татарской легенды поставил в 1945 году в Казани замечательный петербургский балетмейстер Леонид Якобсон, через пять лет спектакль появился и в Мариинском; пластика самого лешего-Шурале совершенно завораживающая).
В середине же месяца на сцене Мариинского театра покажут "Фею кукол" Йозефа Байера, танцевать будут ученики Академии русского балета. Вот сюда можно вести малышей и 6+ (длится недолго — 50 минут, ярко, понятный сюжет — игрушки оживают в магазине, когда ушли все посетители). Только надо быть готовым к тому, что потом ребенок начнет требовать и его отдать в балет: завтра же, непременно, потому что любой захочет оказаться там, на сцене, среди этих танцующих девочек и мальчиков.
Детские музыкальные театры
Московский детский музыкальный театр имени Сац сейчас живет в обстоятельствах большого ремонта — главный зал закрыт, спектакли играют или в крохотном Малом зале, или на других площадках (то районные культурные центры к себе пустят, то какой-нибудь из коллег-театров одолжит сцену). Так, балет "Стойкий оловянный солдатик" и оперу "Королевский бутерброд" в дни школьных каникул можно увидеть в КЦ "Вдохновение", там же в ноябре можно послушать "Сказки Андерсена". Театр ответственно относится к своей миссии подготовки самого юного зрителя и, например, ставит в афишу оперу Александра Кулыгина "Теремок", определяя возрастной ценз как 3+. За полчаса, что идет спектакль (его показывают в фойе), малышня должна понять все самое главное про оперу как вид искусства.
Петербургские коллеги — театр "Зазеркалье", также ориентирующийся в основном на юного зрителя, в своем репертуаре балетов не держит, зато прибавляет к опере мюзиклы. "Синяя птица" Сергея Плешака — это именно мюзикл, и он соседствует в дни школьных каникул с обаятельной оперой "Кошкин дом" Анатолия Шуха и прокофьевской симфонической сказкой "Петя и волк". Целевая аудитория — младшеклассники, и они этот театр обожают.
При этом именно в "Зазеркалье" идет тот вариант "Евгения Онегина" Петра Ильича Чайковского, на который имеет смысл повести подростка, и он/она потом не будет бухтеть всю дорогу домой. Главный режиссер театра Александр Петров превратил пушкинскую историю в домашнее, очень уютное зрелище, каждого героя которого можно рассмотреть внимательно и ему посочувствовать. Не какие-то пафосные звезды вышли, встали и спели (хотя музыкальный текст труппа пропевает без проблем), а живые люди, ну вот так немного странно — в музыке — рассказывающие о своих мыслях и чувствах. После этого "Евгения Онегина" взрослым удается с подростками разговаривать, и это, пожалуй, один из важнейших даров театра. Не считая собственно театральных впечатлений, конечно.
Анна Гордеева