Нурбек Батулла: "Чувствую себя клоуном в абсурдном мире"

В MOÑ выступили московские "По.В.С.Танцы" и казанские пересмешники

Нурбек Батулла: "Чувствую себя клоуном в абсурдном мире"
© Реальное время

Вечер современной хореографии на театральной площадке MOÑ объединил московских классиков и казанцев, которые перешли от серьезного действия к клоунаде. Если первые подвели под танец философскую базу, то вторые — осмыслили ее с точки зрения смешной обыденности.

Смотри как "удод". Или как субъект

Вечер начинался с серьезного перформанса с названием "Взгляд удода". Его показывала танцевальная компания "По.В.С.Танцы" в лице авторов и исполнителей Александры Конниковой и Албертса Альбертса. Словно на контрасте со вторым перформансом они не спешили с темпом передачи информации и сочетали несколько способов. Альбертс, с хитрой улыбкой изучив зал, читал размышления об объектном и субъектном отношении к телу с точки зрения художника, заменяя концепцию "тело — объект" на "тело — субъект". Эту тему авторам предложила куратор Алевтина Грунтовская на просветительской программе Дома Радио "Теория о практике".

Философские речи произносились в пространстве, заполненном, казалось, случайными предметами, вроде стола без ножек и длинной ветки дерева, которую авторы пытались иногда переложить куда-нибудь, словно подчеркивая шаткость и своих размышлений, и позиции зрителя. Нельзя не отметить, насколько плавно и легко они танцевали.

Процитировав нескольких философов и рассказав, что дельфины узнают себя в зеркале, авторы дошли до последнего уровня объяснений: они подходили к зрителям, предлагая либо танцевать перед зеркалом, либо двигаться с закрытыми глазами либо просто передать эту инструкцию другим. Таким образом, традиция заканчивать перформансы в MOÑ всеобщими танцами были продолжена.

Танцевальная компания, чье название расшифровывается как "Почти Внутренне Свободные Танцы", основана еще в 1999 году (к примеру, тогда они создали спектакль "Ежи и Петруччо" на основе известной сказки). Они выступали во многих странах мира, сотрудничая с артистами и создавая также импровизационные проекты. На их сайте собрано 26 работ за 20 лет. Так что в Казани незаметно прошел перформанс одного из значимых российских проектов в сфере contemporary dance.

Рилзы, сториз, соусы

Перформанс Tartar на этом фоне казался шалостью, но на самом деле в него просто были заложены иные смыслы. Его придумали давние друзья и соратники — Нурбек Батулла, Марсель и Мария Нуриевы. При этом нельзя сказать, что они часто взаимодействуют на сцене. Нуриевы, к примеру, в MOÑ показывают два спектакля. "Дөр", построенный на живой музыке и движении, в 2023-м был отмечен в пяти номинациях национальной премии "Золотая маска". Два года назад появился "Гашыйк", где танцевать заставляют даже мастера горлового пения Сугдэра Лудупа. Батулла недавно сыграл в 21-й раз спектакль "Диалог", построенный на своеобразной "не-беседе" с отцом, писателем Рабитом Батуллой — и пока неизвестно, повторят ли его еще.

В Tartar Батулла надевает для начала костюм Бэтмена, а Нуриевы становятся семейкой Супермена, словно иронизируя над своим статусом в современном национальном искусстве. Но только на время. В ходе действия они стремительно меняют паттерны поведения: танцуют сальсу, падают с каблуков, восхищаются всем подряд, раздают воздушные поцелуи, впечатываются в стену, мычат что-то на родном и близком. Порой кажется, что это театр Полунина отдыхает на двойной скорости. Хохот не смолкает на протяжении всего перформанса.

— Весной мы с Марселем решили сделать дуэт для одного фестиваля дуэтов, — говорит Нурбек Батулла. — И мы в процессе поисков пришли к форме, к идее, заключавшейся в быстрых переключениях, переменах. Обычно в наших перформансах — в "Сак-Сок", NAFS, "Әлиф" — развитие идет неспешно. А здесь все происходит отрывочно, словно мы видим различные эпизоды из жизни. Возможно, мы хотели передать ощущение при просмотре рилзов. Или то ощущение, когда ты смотришь спектакль на двойной скорости, потому что времени нет. И спектакль кажется более интересным, насыщенным. Или перескакиваешь на другой фрагмент спектакля — а там совершенно другая энергия, другой темпоритм. Нам захотелось изучить эти контрасты энергии, темпа.

— Мы работали через импровизацию, снимали на видео, смотрели, что работает, что откликается, что дает импульс для вдохновения, — говорит Марсель Нуриев.— Попробовали поработать с фокусом внимания, который постоянно меняется, трансформировав его в движения. Получилась не клоунада в чистом виде, а та грань, где начинается смех. Мы ищем на контрастах новый язык, задаем вопросы, ищем что-то свое.

Этим перформансом авторы шагнули в "клоунаду и юмор", отмечает Батулла, который после указывает, что в последние годы чувствует себя клоуном.

— Я роняю вещи, забываю рюкзак, не вписываюсь в двери, — продолжает хореограф. — Чувствую себя клоуном в абсурдном мире. Мне еще в школе говорили — вот клоун, такого надо в цирк отправить. Я это отрицал, а сейчас словно вернулся к себе. Мне кажется, сейчас в таком мире не хочется делать перформансы вроде "Сак-Сок", а хочется показать сопричастность зрителю, поделиться юмором.