Как изменится программа восстановления объектов культурного наследия в эксклаве

В самом западном регионе страны сегодня восстанавливают 18 крупных объектов культурного наследия. Это рекордные цифры. Замки, форты и исторические виллы приспосабливают под гостиничный, ресторанный бизнес и музеи. Однако, несмотря на внушительные объемы, многие архитектурные памятники по-прежнему остаются заброшенными. Почему в одни объекты вдыхают новую жизнь, а другие тем временем ждет снос, корреспонденту "РГ" рассказали эксперты.

Как изменится программа восстановления объектов культурного наследия в эксклаве
© Российская Газета

Суммарно власти Калининградской области выделили инвесторам свыше двух миллиардов рублей на восстановление ОКН. Это стало возможным благодаря региональной программе ввода архитектурных памятников в экономический оборот. Мера поддержки оказалась крайне актуальной и во многом способствовала "оживлению" исторических зданий.

Раньше далеко не все предприниматели решались зайти на объекты из-за колоссальных вложений. Ведь одним ремонтом дело там не ограничивается: нужно пройти несколько экспертиз, получить десятки согласований, провести соответствующие археологические изыскания. На все это нужны деньги.

В итоге программа поддержки оказалась настолько популярной, что ее пришлось временно приостановить. Сейчас в правительстве области оценивают, насколько эффективно расходовались выделенные инвесторам средства и каких результатов они смогли достичь. После этого будет приниматься решение о продолжении или переформатировании меры поддержки.

В региональном центре поддержки предпринимательства, который выступает оператором программы, отметили, что многие инвестпроекты можно считать успешными. Так, например, старинный блокгауз в областном центре превратили в хороший музейный комплекс, который становится все популярнее у туристов.

Хорошими темпами идут работы на якорных объектах - орденских замках Тапиау, Рагнит, Прейсиш-Эйлау и Нойхаузен. Туда зашли крупные инвесторы, которые вкладывают в развитие территорий сотни миллионов рублей. Из них делают туристско-рекреационные комплексы с гостиницами, ресторанами, спа-центрами и площадками для проведения массовых мероприятий.

Еще один хороший объект - старинная вилла XX века, которую восстановили по областной программе в курортном городе Светлогорске. Это классический немецкий особняк с мансардой, деревянными террасами и застекленными верандами в стиле фахверк. Во время реконструкции сохранили все оригинальные детали декора. Сегодня там работает отель.

- Однако об эффективности программы в целом пока рано говорить. Еще далеко не все объекты эксплуатируются. Следовательно, конкретные результаты мы не видим. Думаю, что итоги подведем позднее. Посмотрим, как на популярность проектов повлиял туристический сезон, - прокомментировал руководитель центра "Мой бизнес" Кирилл Лило.

К слову, к некоторым проектам, на которые выделили льготные займы, у властей региона уже возникали вопросы. Касались они как дизайнерских и маркетинговых решений, так и используемых при восстановлении ОКН материалов. И если эскиз можно нарисовать с нуля, то дорожающие с каждым днем строительные материалы являются тем самым краеугольным камнем, который заставляет перспективных инвесторов дать заднюю. Зачастую построить новое здание в разы проще и дешевле, чем браться за восстановление условной исторической виллы. Кроме того, реставрация прусского замка автоматически не гарантируют его экономическую эффективность.

- У программы есть четкие критерии, и привести по ней в порядок любое историческое здание не получится. Самое главное условие - наличие статуса официального памятника. В российском эксклаве насчитывается около двух тысяч ОКН, внесенных в соответствующий реестр. Все строительные работы на них должны соответствовать действующему законодательству. Кроме того, заходить на ОКН могут только подрядчики со специальной лицензией, - отметил руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов.

Помимо проекта восстановления памятника, должна быть бизнес-модель его использования

Такие жесткие требования позволяют сохранить историческую конструкцию зданий и использовать в работе только качественные материалы. Инвесторы также проходят несколько жестких проверок, начиная от входной экспертизы и заканчивая рассмотрением заявки наблюдательным советом на площадке регионального Законодательного собрания. При этом важно, чтобы проект предусматривал не только восстановление памятника, но и долгосрочную бизнес-модель на его основе. У многих предпринимателей возникают сомнения в рентабельности подобных идей.

Инвестор Игорь Билоус, который сейчас восстанавливает сразу несколько объектов в Гвардейске, Черняховске и Железнодорожном, отмечает, что необходимо изменить сам подход к региональной программе введения объектов культурного наследия в экономический оборот. По его мнению, сначала необходимо определить функции для исторического здания, а уже потом искать под него подходящего бизнесмена.

- Важно заранее определить, какой функционал власти хотят там видеть и сколько денег в качестве поддержки они готовы выделить инвесторам. Так мы сможем решить проблему заброшенных зданий на востоке Калининградской области, которые еще через пять лет будет попросту не спасти. Одновременно получим необходимые для муниципалитетов и туристов гостиницы или рестораны, - заключил предприниматель.