Вдохновение Болдина, скульптура в Кускове. Осеннее настроение в музеях Москвы

Октябрь в разгаре — отличное время, чтобы запланировать встречу с искусством. Рассказываем, где в музеях, подведомственных городскому Департаменту культуры, познакомиться с «осенними» экспонатами и погрузиться в атмосферу времени года, воспетого писателями и любимого художниками.

Вдохновение Болдина, скульптура в Кускове. Осеннее настроение в музеях Москвы
© Mos.ru

Галерея Ильи Глазунова

В своем творчестве Илья Глазунов сохранял верность традициям русского искусства ХIХ века, воплощенным в таких именах, как Виктор Васнецов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, и возрождал школу русской реалистической живописи. Пейзаж в его произведениях всегда преображен философским звучанием мысли, овеян поэтическим настроением. А настроение в пейзаже, как говорил Алексей Саврасов, есть скрытая мысль.

Одна из самых лиричных картин Глазунова — «Русский романс» (1999), моделью для нее стала Инесса Орлова-Глазунова, жена и муза художника. Ее образ нередко появлялся в работах Ильи Сергеевича с 1990-х годов. Здесь он изобразил супругу, любующуюся озером и осенним лесом.

Важным источником вдохновения для Ильи Глазунова был и Русский Север — многие картины он писал с натуры во время поездок туда. Часто на них можно узнать черты известных архитектурных ансамблей. «Вид с горы Фавор на Кирилло-Белозерский монастырь» (2004) — авторское повторение картины «Родина. Русский Север» 1969 года, которая хранится в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь. Перед зрителем обширная озерная равнина, в светлой воде отражается небо, леса и перелески — в уборе золотой осени. Мастерством композиции и выразительностью цветового решения художник передал умиротворенное настроение, радость созерцания и поэтичность российской природы.

Галерея Александра Шилова

Вдохновиться атмосферой осени можно в Галерее Александра Шилова — в экспозиции представлены необычайно выразительные осенние пейзажи. В этом жанре Александр Шилов продолжает традиции русской школы реалистической живописи. Виртуозное владение техникой позволяет художнику передавать полноту ощущений, изображать мельчайшие детали и создавать иллюзию присутствия зрителя в пространстве картины.

Гармонично вписываются в художественное повествование о России лирические пейзажи. В природе, как и в человеке, художник видит душу, изображая ее состояния и изменения.

На картине «Осенняя пора» Александр Шилов запечатлел подмосковную природу — кроны деревьев и заводь реки, пасмурное небо, которое вот-вот прольется дождем. На полотне «Дохнул осенний хлад…» — полная искреннего чувства утонченная живопись.

Вглядываясь в картину «Начало октября. Шереметьевские пруды», зритель погружается в мир сложных переживаний художника, открывающего не только красоту родной природы, но и собственные чувства: солнце плавно и размеренно уходит в закат, неподвижная вода и мирно стоящие деревья создают ощущение спокойствия. На картине «Золотая осень. Уборы» летние краски сменяются золотыми оттенками — это удивительно насыщенный пейзаж. Небо еще по-летнему яркое, но темно-серые облака предвещают скорые холода. Особую атмосферу создает храм, гармонично возвышающийся вдалеке.

Государственный музей А.С. Пушкина

Экспозиция зала «Болдино» в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате посвящена времени предсвадебного затворничества поэта осенью 1830 года. В литературоведении он известен как Болдинская осень — один из наиболее творчески продуктивных периодов в жизни Пушкина.

В последних числах августа 1830-го поэт отправляется в Болдино заниматься имущественными вопросами — перед женитьбой отец выделил ему часть имения в Нижегородской губернии. Планируя быстро справиться с делами и вступить в права владения деревней Кистенево, Пушкин едет практически налегке. Но эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задерживают поэта в Болдине на три месяца. За это время он завершает работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», пишет поэму «Домик в Коломне» и около 30 стихотворений, среди которых «Бесы», «Труд», «Два чувства дивно близки нам…» и многие другие.

Здесь представлены предметы, помогающие вообразить обстановку деревенского кабинета Пушкина. Мультимедийная инсталляция расширяет пространство экспозиции — через рамы зала экранов, имитирующих окна в усадьбе Болдино, гости могут увидеть описанные поэтом осенние пейзажи.

«Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь…» — писал Пушкин в одном из писем. Настроение ухудшало и то, болдинское заточение совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. Поэтому основное внимание в зале уделили адресованным невесте письмам поэта, каждое из которых наполнено любовью и тревогой. Эти и другие послания можно рассмотреть на противоположной от окон стене кабинета.

В Москву Пушкин вернулся 5 декабря 1830 года, везя с собой результат трудов и вдохновения Болдинской осени (воспроизведения рукописей этих сочинений тоже представлены в зале). В письме к Плетневу Пушкин рассказывает: «Насилу прорвался я и сквозь карантины — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал».

Усадьба Кусково

Осень в Кускове — время особой красоты. Мраморная скульптура на фоне шпалер из кустистой липы, уникальные павильоны XVIII века в золотой листве, атмосфера одного из немногих сохранившихся в Москве регулярных парков в осенней дымке — в усадьбе можно провести весь день (и, возможно, даже его окажется мало, чтобы познакомиться со всеми коллекциями, программами и выставками).

Во время прогулки по аллеям можно рассмотреть подлинную парковую скульптуру. Коллекцию в XVIII веке собрал хозяин усадьбы Петр Борисович Шереметев. Пластика, созданная в основном итальянскими мастерами, оригинальна, не имеет аналогов и повторений — здесь герои древнегреческих и древнеримских мифов, бюсты исторических личностей. В резиденции Шереметевых скульптура выполняла просветительскую и образовательную функцию — знакомила гостей с античной историей и мифологией, приобщая к европейской культуре и искусству, но также организовывала пространство, создавала определенные акценты визуального восприятия регулярного парка и образовывала смысловые группы.

Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове

А в произведениях искусства, представленных в постоянных экспозициях дворца и парковых павильонов, сохранившихся с XVIII века, можно найти немало осенних мотивов. Например, в картинной комнате во дворце гости увидят «Аллегорию осени» — работу французского живописца и гравера Шарль-Жозефа Натуара середины XVIII века. Натуар относится к ярким представителям эпохи рококо, он писал картины на мифологические и исторические сюжеты, выполнял декоративные росписи, работал для шпалерных мануфактур Франции. Большая часть произведений художника хранится в крупных европейских музеях, в кусковском собрании представлено две его работы — аллегории осени и лета.