Войти в почту

Чем Оренбуржью запомнится экс-глава Минарха Наталья Ибрагимова? Арбундинг, габионы, дизайн-коды… Громкое уголовное дело

Наталья Ибрагимова… Это имя знакомо даже тем оренбуржцам, кто далек от политики и мало следит за новостями. Головокружительная карьера, фото-сессии, интервью, рассказы о будущих проектах были омрачены задержанием в ноябре 2022 года. Тогда главе Минарха инкриминировали мошенничество на 19 млн рублей. Спустя несколько лет сумма выросла, а число фигурантов в уголовном деле прибавилось. Вспомним, как это было.

Чем Оренбуржью запомнится экс-глава Минарха Наталья Ибрагимова? Арбундинг, габионы, дизайн-коды… Громкое уголовное дело
© ProOren

Современные проекты Натальи Ибрагимовой и народная «любовь» к ним

Ибрагимова коренная оренбурженка, образование архитектора получила в ОГУ. Она начинала в компании «Архитектурная Мастерская «Масштаб», а в последствии оказалась в кресле министра архитектуры Оренбургской области. Примечательно, что Минарх появился в 2020 году, именно тогда областной центр остался без полномочий. Территориальный план, правила землепользования и застройки, комплексное развитие территорий, региональные нормативы и вся деятельность, связанная с планировочными решениями – все это оказалось в ведении министерства архитектуры. Позже ему же достались полномочия по рекламе и нестационарным объектам в Оренбурге.

Наряду с этими процессами шла бурная архитектурная деятельность, сопровождавшаяся критикой местных жителей, профессионалов и вниманием прокуратуры. Из наиболее громких, можно вспомнить попытку организовать жилую застройку на территории бывшей инфекционной больницы в Оренбурге. Минарх объявил конкурс на проект, однако глава министерства получила предостережение прокуратуры. В надзорном ведомстве министру напомнили, что в таких местах людей селить нельзя.

Благоустройство переулка Матросского также вызвало вопросы у прокуратуры. В проекте сузили проезжую часть до 7,2 метров, хотя по нормативам она должна была быть 8,5 метров. Тут тоже последовало предупреждение от надзорного ведомства.

Отметим, что предостережениями дело не обошлось. Были и суды. Одни из них коснулся уже легендарного Арбундинга. Примечательно, что здесь перед судом пришлось отвечать исполнителям контракта компании «Су56». При этом, как стало известно редакции из собственных источников, уже на стадии проекта эксперты признали, что сделать Арбундинг таким как на бумаге технически нереально. Так что его упростили до вендинга. Но не работал и тот.

Еще одной особенностью в работе Минарха под руководством Натальи Ибрагимовой можно назвать любовь к жилой застройке. Сложно припомнить такое количество планируемых ЖК ранее. Притом в планах не только возведение жилых районов в пойме Урала, который этой весной показал свой буйный характер, но появление новых комплексов и там, где и так уже наблюдается чрезмерная плотность населения – в Степном поселке. Местные жители готовятся к пробкам, которые скуют объездную в районе ТРЦ «КИТ», когда там появится «Молодой Оренбург».

Планы по перестройке есть и на исторический центр. Тут тоже будет жилье. На двух последних градостроительных советах было сказано, что в этой части Оренбурге прочат «комплексное развитие». Элитные дома могут появиться даже вблизи объектов культурного наследия – компания «Север» выкупила территорию бывшего Уральского водоканала и в проекте указывает жилую застройку. Примечательно, что сносит старое бомбоубежище на этом территории сносить почему-то должна администрация Оренбурга. Естественно, за свой счет.

Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц

Уголовное дело о мошенничестве в отношении Натальи Ибрагимовой завели в ноябре 2022 года. Оно дошло до суда лишь летом 2024-го. Фигурантами также проходят директора АНО «Центр развития архитектуры» и бюро «Атлас».

По версии следствия, будучи министром архитектуры Оренбургской области, Ибрагимова по предварительному сговору с руководителями, упомянутых выше организаций, «желая обеспечить незаконное обогащение» договорились о завышении стоимости работ. Совместно распределили роли и действовали по договоренности. В Минфин представили заведомо ложные сведения. Разницу между договором и реальной стоимостью работ решили присвоить.Также решили обеспечить финансирование организаций из бюджета Оренбуржья. Для Атласа создавались условия для получения госконтрактов. При явно завышенной цене работ, эти работы Минархом принимались. Так были разработаны дизайн-коды Соль-Илецка, Бугуруслана, Бузулука, исторического центра Оренбурга. Деньги выделялись в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Ущерб составил 73 млн рублей.

Однако проблема не только в завышении стоимости работ, но и в их качестве. Гособвинение призвало в качестве эксперта по делу архитектора Георгия Проскурина. По его мнению, документы составлены без опоры на данные о погоде и социально-экономической обстановке. При этом привлекались экстремистские материалы, данные из интернета — карты и фото, информация с иностранных ресурсов и блогеров. Также не были учтены интересы всех возрастных групп. Отсутсвует топографическая съёмка. Так, в альбоме для Оренбурга периферии города уделено — 15 листов, а центру — больше 200. С одной стороны, указывается необходимость сохранения исторической застройки, с другой — в планах строительство в историческом центре. Выводы эксперта: в альбомах игнорируется транспортная, коммунальная структуры. Рекомендуются конкретные модели конкретных предметов уличной мебели. Альбомы — носят субъективный и поверхностный характер. Полностью отсутствует научная основа, не соответствует требованиям сохранения памятников.

Точка или запятая?

Все время, пока шло следствие Наталья Ибрагимова оставалась в своей должности. Лишь на время домашнего ареста брала отпуск без содержания. Когда меру пресечения изменили, она продолжила работать в министерстве. Первые заседания в Ленинском районном суде Оренбурга она также посещала, будучи министром.

Но в этот понедельник ситуация изменилась. Стало известно, что Ибрагимова покинет министерское кресло. Она ушла в отставку… по собственному желанию.

Насколько этот факт изменит уже сложившуюся ситуацию, пока судить сложно. Мы продолжим следить за событиями и судебным процессом Натальи Ибрагимовой.