В Петербурге завершается ремонт здания старейшей российской консерватории
Реставрация Санкт-Петербургской консерватории, которая длится вот уже более десяти лет, вышла на финишную прямую. В Большом зале, носящем имя ее основателя и первого директора Антона Рубинштейна, наконец сняли леса.
Это единственное пространство в историческом здании, которому в ходе реставрации не возвращают прежний облик, а буквально создают заново. Архитектор Владимир Николя, по проекту которого возвели здание первого русского высшего музыкального училища, придал Большому залу вид торжественный и роскошный. В оформлении использовались элементы классицизма и рококо - балкон на лепных кронштейнах и два ряда коринфских пилястр. Однако с самого начала зал получился неудачным с точки зрения акустики и неоднократно перестраивался. В 60-е годы ХХ века его еще раз отделали, уже в стилистике новой эпохи - и соседство классической беломраморной лестницы с современными материалами стало выглядеть режущим диссонансом.
- В советское время Большой зал утратил статус охраны памятника, поэтому было принято решение в первую очередь изменить форму зала, - рассказал Сергей Рыбак, представитель компании-подрядчика. - Вместо прямоугольной она стала подковообразной - это лучше с точки зрения акустики, а кроме того, зал получил новый балкон. Теперь он сможет вмешать 1100 зрителей одновременно.
Общий вес металлоконструкций, установленных для усиления каркаса помещения - около тысячи тонн. Сейчас завершается отделка стен, они буду выкрашены в спокойный серо-коричневый цвет с отделкой белоснежной лепниной. Основные работы ведутся в так называемом сценическом стакане. Как рассказал Алексей Самохин, инженер компании, занимающейся сценическим оборудованием, уже установлены подъемные механизмы, которые будут отвечать за позиционирование и удержание декораций, светового и звукового оборудования. Перемещать их будут ровно сто лебедок. Изменяемым будет и пространство оркестровой ямы: оно сможет становиться частью партера или расширенной авансцены. Но главная особенность этого зала - новая система переменной акустики, позволяющая равно великолепно звучать и классической музыке, и электронной, и человеческому голосу.
Концертному залу имени Глазунова повезло намного больше, чем Большому - он сохранился практически полностью. Специалистам пришлось лишь немного подновить лепнину и освежить краску на стенах. Отреставрирован и корпус установленного в зале органа, а его внутренними механизмами и устройством займутся после того, как из помещений уберут всю строительную пыль.
Наиболее ярким - во всех смыслах - стал проект реставрации Домовой церкви Консерватории. В советское время это двусветное пространство разделили на два этажа и получили склад и учебные классы. Фрески на библейские сюжеты, выполненные Андреем Рябушкиным и Василием Беляевым (позже они создали эскизы для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (Спаса-на-Крови), закрасили масляной краской - снимать приходилось до 15 слоев. Примерно 50 процентов исторических росписей удалось восстановить, остальные воссозданы заново. А вот витражи, закрывшие окна церкви изнутри - современная стилизация.
- Освящать это помещение как храм не планируется, - рассказывает художник-реставратор Павел Беляев, - здесь будет располагаться класс хорового пения.
В соответствии с контрактом окончание работ по реставрации Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова - конец 2025 года. Однако, по всей вероятности, она будет сдана на год раньше, для этого на строительной площадке сейчас круглосуточно работают более двух тысяч человек.