Признавшийся в злоупотреблении с "лечением" и эксплуатацией здоровых возместил бюджету ущерб под 2 млн рублей
В ближайшие дни в Приволжском суде Казани могут огласить итоговое решение по делу силовика в белом халате Рената Фатыхова. "Прошел путь от медбрата до главврача", "Пользуется заслуженным авторитетом у руководства", — такие характеристики от заместителей министров здравоохранения и внутренних дел Татарстана огласили на старте суда над подсудимым начальником медсанчасти МВД республики. Обвиняемый уже уплатил в казну 1,9 млн рублей — весь установленный по делу ущерб. О том, как его действия повлияли на боеспособность двух частей Росгвардии, зачем защита принесла на суд фотографии младенцев и на чье благо трудились солдаты-симулянты вместо службы, — в материале "Реального времени".
Медсанчасть МВД Татарстана Ренат Фатыхов возглавил в 2022 году. И не оставил пост, даже попав под в уголовное дело. "Следствие не отстранило меня от работы, опасности я не представляю, вреда от меня нет", — объяснил обвиняемый журналисту "Реального времени". Правда, на заседании суда защита сообщила, что в данный момент Фатыхов находится в отпуске, приказом руководства МВД обязанности начальника исполняет зам.
Назначенный судом адвокат Альбина Ситдикова попросила приобщить благодарности в адрес обвиняемого от благотворительных фондов Анжелы Вавиловой и фронтовых перевозчиков. А еще — обращение от коллектива медчасти, пояснив: "194 человека расписались, просят, чтобы не судили строго. Руководителя характеризуют положительно".
Свои характеристики главврачу дали в Минздраве и МВД Татарстана. Фамилии подписавшихся заместителей министров в суде не озвучивали. Первый указал, что Фатыхов пользуется большим авторитетом и уважением в медицинском сообществе, прошел путь от медбрата в РКБ до главного врача. Сначала закончил медколледж, затем профильный вуз, поработал врачом, а затем "успешно руководил деятельностью Ютазинской больницы, добился выполнения плановых показателей, в том числе — снижения смертности и улучшения материально-технической базы учреждения..."
Второй замминистра указывал: в систему МВД Фатыхов пришел в июле 2017 года — на позицию заместителя начальника клинического госпиталя медсанчасти МВД, в сентябре 2018-го возглавил госпиталь, а через 4 года — уже медсанчасть. "Умеет принимать решения, сплотить коллектив, пользуется заслуженным авторитетом у руководства и постоянно работает над повышением своих навыков", — говорится в этой характеристике.
Приводится и перечень последних крупных закупок новейшего оборудования для клиники МВД, в частности, компьютерных томографов — всего на 51 млн рублей, включая рентгеновский с возможностью выявления злокачественных образований на ранних стадиях. Отмечается, что новому главврачу удалось привлечь финансирование из республиканского бюджета и добиться включения в единый план капремонта объектов МВД на 2024—2028 годы — туда попали лишь 10 ведомственных объектов здравоохранения по всей стране. Благодаря республике капремонт в медсанчасти на 42 млн рублей уже прошел, на очереди — административное здание и гастроэнтерологический корпус госпиталя за счет федералов. Еще одной заслугой Фатыхова его начальство считает экономию средств бюджета при госзакупках.
Адвокат представила суду снимки обвиняемого с младенцами, пояснила — он начинал, как врач-неонатолог: "Спасал недоношенных детей. Мы собрали большое количество фотографий, как он выхаживал детей".
Ренат Фатыхов подтвердил: из своих 43 лет медицине отдал 23 года, при этом 16 лет — в качестве врача.
— Работаю на благо общества и попал в такую сложную ситуацию. Уверен, что суд разберется правильно во всем. Те ошибки, что были допущены, они осознаны, исправлены, а в целом, виноват или нет, решит суд, — пояснил он журналисту "Реального времени" еще до оглашения обвинения.
Чтобы огласить обвинение, старшему помощнику прокурора района Анне Буканиной понадобилось почти полтора часа. Большую часть заняли весьма подробные должностные обязанности начальника госпиталя и главы медсанчасти МВД, а также функции Росгвардии и ее войсковых подразделений — от контроля за оборотом оружия и особо важными объектами до борьбы с терроризмом.
Между тем минимум 22 военнослужащих из числа призывников в 2017—2022 годах вместо выполнения столь важных задач в казанских частях №5561 и №5598 федеральных войск Росгвардии проходили фиктивное лечение в клиническом госпитале МВД на Оренбургском тракте и при этом привлекались руководством для разных работ, изложила гособвинитель версию сотрудников ФСБ, военных следователей и их коллег из Следкома Татарстана.
— Выполняли работы по уборке территории госпиталя и разгрузке продуктов питания, перетаскивали предметы мебели, заступали на суточное дежурство на вахту госпиталя, — сообщила Буканина, добавив, что по мере необходимости солдаты выполняли и иные поручения, в том числе оказывали помощь должностным лицам за пределами Казани:
— Военнослужащими Прошечкиным, Коноваловым, Обломовым, Матвеевым и Аминовым был осуществлен выезд за пределы госпиталя для выполнения таких работ, как уборка территории, покос травы, перетаскивание мебели и строительного мусора на участках Амирханова, а также — в доме сожительницы Фатыхова в Высокогорском районе. Кроме того, в период нахождения в госпитале военнослужащего Салахова осуществлялся выезд к заместителю начальника медсанчасти Ишкинееву на квартиру в Казани и дачу в Лаишевском районе — для выполнения работ с погрузкой и разгрузкой мягкой мебели и перетаскиванием строительных материалов.
Должность человека, в чьих владениях успели поработать пятеро бойцов-симулянтов, в речи сотрудницы прокуратуры не прозвучала — ее почему-то не указали в фабуле обвинения. По данным источников "Реального времени", речь идет о государственном служащем в одной из республиканских структур, не связанных с силовым блоком. Причем фронт работ больным-здоровым солдатам определял не он — говорят, за бесплатной рабсилой в госпиталь приезжала супруга.
По мнению гособвинителя, Фатыхов, с одной стороны, бездействовал, не требуя выписки здоровых пациентов, что вело к нецелевому расходованию бюджетных средств. А с другой, распоряжался лжебольными в личных интересах в надежде поднять свой авторитет у вышестоящих:
— Желая угодить вышестоящим руководителям и не желая исполнять надлежащим образом обязанности по найму квалифицированных специалистов по уборке территории госпиталя, отдавал указания подчиненному в лице замначальника госпиталя Шестакова о необходимости привлечения военнослужащих по призыву как к работе на территории госпиталя, так и на приусадебных земельных участках должностных лиц, — продолжила оглашение Анна Буканина.
Никого из служивших в армии "отработка" призывников на чужих дачах не удивляет — в советское время это было почти нормой. Да и фабула обвинения не содержит данных, что бойцов понуждали к труду. Скорее, это было негласным условием их нахождения на "лечении" вместо казарм. Также прозвучавшая в Приволжском суде версия следствия не объясняет, каким образом здоровые парни вообще оказались в числе пациентов.
Часть ответов можно найти в приговорах Казанского гарнизонного военного суда в отношении бывшего командира гвардейской части №5561 Сергея Попова и бывшего начальника медслужбы той же части Ирины Сергеевой — оба осуждены за взятки с направлением здоровых военнослужащих на больничную койку и лишены званий полковника и майора. Попов получил 3,5 года колонии общего режима за две взятки и две аферы с "распределением" новобранцев на сборном пункте в казанскую часть, Сергеева отделалась условным сроком в 4 года со штрафом в полмиллиона. Кроме того, ее приговорили к конфискации суммы четырех полученных взяток в 170 тысяч рублей.
Для справки: часть №5561 имеет более чем полувековую историю. В 1967 году по постановлению Совмина СССР в Казани был сформирован специализированный мотобатальон милиции — для охраны общественного порядка в трех районах Казани и на массовых мероприятиях, а также выполнения "внезапно возникших задач" на территории пяти регионов Поволжья, к примеру — ловили беглых осужденных. В 1980-м часть обеспечивала безопасность на Олимпиаде в Москве, в 1988-м выполняла боевые задачи в Азербайджане и Армении, позднее — на территории Дагестана и Чечни. Ее военнослужащие охраняли порядок на всех крупных международных мероприятиях в Казани, привлекались и время пожара в ТЦ "Адмирал" в 2015-м. Годом позже часть перешла в ведение Росгвардии, при этом медицинское обслуживание гвардейцев осталось за медсанчастью МВД Татарстана, где также лечатся пожарные и сотрудники ФСИН,
Приговор главврача столь заслуженной части мог быть строже, если бы не особый порядок ввиду заключенного ею досудебного соглашения со следствием. В частности, она свидетельствовала против Фатыхова — как лично договаривались с ним о безосновательных госпитализациях. Сам же обвиняемый глава медсанчасти уверяет: "С майором Сергеевой было только рабочее взаимодействие. С начальником части Поповым тоже по работе контактировали".
Всего за коррупционные схемы в отдельно взятой части привлечены 10 военнослужащих части, которой больше не командует Попов.
В числе осужденных посредников и взяткодателей есть и тот самый Обломов, отметившийся на чужих дачах. Его обвиняли по девяти эпизодам с дачей взятки, посредничества этому и покушениям на эти преступления. Однако ввиду деятельного раскаяния с помощью следствию восемь эпизодов суд прекратил, а за девятый приговорил бывшего бойца к уголовному штрафу в 1 млн 250 тысяч рублей.
Из обвинения Фатыхову следует: Обломов за год службы отлеживался в госпитале неоднократно — с хроническим гастритом и еще рядом заболеваний желудочно-кишечного тракта. Вот только спустя годы в его медкарте эксперты не обнаружили ни схемы лечений, ни данных об анализах и обследованиях в динамике, которые могли бы подтвердить наличие проблем со здоровьем. Каждый раз при госпитализации в карту помещали лишь результат якобы проведенной именно Обломову эндоскопии, причем указанный диагноз предусматривал лечение не менее четырех недель, но пациента выписывали раньше.
Бывшие лжепациенты из части №5561 на следствии признались в даче взяток в размере 100—130 тысяч рублей. При этом до должностных лиц доходила в лучшем случае половина суммы, остальное "пилили" посредники.
Между тем среди пациентов с неподтвержденными диагнозами было и несколько бойцов элитного батальона спецназа, также известного как часть №5598. Она формировалась в 1944-м в Куйбышеве (Самара) под другим номером и в том же году была передислоцирована в Казань как подразделение внутренних войск НКВД — так называемый конвойный полк для охраны лагерей военнопленных и госпиталей. В 90-е годы прошлого века в ходе реорганизации был образован отдельный батальон оперативного назначения (часть №5598). Бойцы казанского спецназа не раз выезжали на Кавказ. Вместе с коллегами из ГРУ Минобороны проводили зачистки и задержания боевиков, уничтожали их схроны с оружием и наркотиками.
Также привлекались на охрану и всех крупных международных мероприятий. Их тренировки предполагают отработку действий по штурму зданий, захвату террористов и задержанию других опасных преступников.
Один из источников "Реального времени" отмечает, что спецназовцы попадали в госпиталь на вполне законных основаниях, но двое-трое решили задержаться в группе выздоравливающих...
Важный момент — о передаче денег главврачу МВД республики не заявлял ни один из фигурантов. Поэтому о коррупции в обвинении не говорится.
Правда, его формулировки и без этого звучат грозно: не исполнил свои обязанности по надлежащему руководству госпиталя путем направления военнослужащих из медучреждения в воинские части и сознательно допустил их привлечение к хозяйственным работам, что повлекло нарушение прав и законных интересов общества, государства и военнослужащих (в том числе — нуждавшихся в госпитализации), а также — снижение боеспособности двух воинских частей Росгвардии, подрыв авторитета и престижа МВД России и госвласти в целом.
Ущерб бюджету в потерпевшем МВД оценили в 1 млн 875 тысяч 836 рублей — учли затраты госпиталя на лжебольных. Получилось от 29 до 161 тысячи на каждого. Дороже всего казне обошелся упоминавшийся выше солдат с литературной фамилией.
Из представленной суду справки за подписью финансистов МВД следовало, что всю сумму нецелевых трат бюджета Ренат Фатыхов уже погасил.
На вопросы судьи Аиды Лебедевой, понятно ли обвинение и признает ли он вину, ответил утвердительно и поддержал позицию адвоката о рассмотрении дела в особом порядке. После чего в заседании был объявлен перерыв до 16 октября.