Войти в почту

Пассажир никуда не уезжает: чем удивят калининградцев инсталляции, посвящённые осознанным сновидениям

В калининградском филиале музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина начал работу проект «Осознанное сновидение». Художник Юрий Васильев выбрал восемь работ, которые дополняют друг друга в пространстве выставочного зала. На открытии выставки побывал корреспондент «Клопс».

Пассажир никуда не уезжает: чем удивят калининградцев инсталляции, посвящённые осознанным сновидениям
© Клопс.Ru

Мозаики сновидений

Осознанное сновидение — это пограничное состояние между сном и бодрствованием, когда реальность предстаёт в удивительных, порой уродливых формах. Юрий Васильев попытался воссоздать, что чувствует человек, осознавший себя во сне.

Куратор выставки Евгений Уманский признался, что организовать её было сложно: на подготовку проекта ушёл целый год. Художнику было важно создать единое пространство, собрав его из «кусочков» отдельных инсталляций. В итоге в музей попали как достаточно старые работы, например, 2011 года, так и совсем новые.

У меня большой арсенал работ, и в зависимости от ситуации, от музейного пространства я их меняю. Я их сталкиваю друг с другом, чтобы они либо дополняли друг друга, либо усиливали диссонанс», — объяснил художник.

Первая инсталляция, которую видит посетитель музея, состоит из статичного фото и экрана с движущимся изображением. Изначально эти части экспоната не были связаны, и только на нынешней выставке «соединились», чтобы создать общее впечатление у посетителей. Такая «мозаичность», по словам Евгения Уманского — отличительная черта творчества Юрия Васильева.

Ещё один любопытный «сборный» арт-объект — созданное художником видео, которое показывают на старом телевизоре. Последний тоже является экспонатом и стоит в окружении фотографий, изначально относившихся в другому проекту — они дополняют общее впечатление.

Некоторые экспонаты соединяются иначе: видео, которое можно увидеть на одном из экранов, использовали в съёмках другого ролика — внимательные зрители заметят его на кадрах соседней инсталляции. Такая игра с восприятием, по замыслу организаторов, и должна вызывать у посетителей ощущение «осознанного сновидения».

Работы, которые собраны здесь, очень символические. Я могу, просмотрев видео, понять его так, а кто-то другой — иначе. Это зависит от образованности, подкованности, жизненного опыта», — прокомментировал Уманский.

Медитация и тревога

Куратор отметил, что на выставке есть инсталляции «медитативного свойства», бессюжетные. Например, самая крупная из представленных в музее — «Зал ожидания». Человек на записи — пассажир, который засыпает на стульях на Южном вокзале Калининграда.

Юрий Васильев составил эту инсталляцию из двух частей: на одной — сонный мужчина, на другой — пассажиры с чемоданами, которые спешат вниз по лестнице. Одни тащат за собой груз прошлого, воспоминаний, личных проблем, а кто-то просто остался, когда с пустого вокзала разошлись все путешественники.

«Человек сидит, мучается, спит, просыпается, когда объявляют какой-то поезд, но он никуда так и не уезжает. Знаете, бывает желание у людей куда-то переехать, но они тянут всё время, что-то не получается, и в итоге они не уезжают никуда?» — описал Уманский.

Кроме «медитативных» экспонатов есть и «нарративные», в которых рассказывается история. «Осознанное сновидение» — инсталляция 2024 года, которая дала название всему проекту. В ней почти детективный сюжет, связанный с осознанием смерти — как во сне, так и наяву.

Третий тип экспонатов — неподвижные, созданные при помощи фотоаппарата. К последним относится, например, работа «Сегменты 2», на которой изображены помещённые в воду лезвия опасной бритвы. Художник купил её на «блошином рынке» в Калининграде и привёз на Кавказ.

«Река на фотографии — это Терек. Когда Юрий делал эту работу в 2011 году, на Кавказе была довольно взрывоопасная ситуация, всё бурлило — даже сама инсталляция раньше называлась «Буйный Терек». Все работы здесь имеют привязку к месту, событию или личной истории художника», — рассказал Уманский.

Организаторы старались сделать экспозицию так, чтобы она «затягивала» зрителя, и это удалось. Инсталляции «перетекают» одна в другую: стоя у ночного леса, посетитель слышит шум вокзала, а наблюдая за героями внутри телевизионной коробки, и сам ощущает себя запертым в закутке музея. Впечатление, которое складывается из самых цепляющих кусочков разных работ, усиливает полутёмное помещение, контрастный свет и мрачный октябрь за окном. Всё вместе это действительно напоминает тяжёлое и мрачное осознанное сновидение.

В Калининграде с концертом открылась выставка про Наполеона, золотые ордена и краткий век кавалергардов.