Войти в почту

Всегда на связи: что делать, если начальство звонит в нерабочее время?

Ситуация, когда начальник звонит или пишет в нерабочее время, к сожалению, знакома многим. В России с такой проблемой регулярно сталкиваются две трети сотрудников. Обязаны ли подчиненные оперативно отвечать на такие звонки и сообщения? И как установить личные границы, не испортив при этом отношения с руководителем? Эти вопросы MIR24.TV обсудил с HR-экспертами.

Всегда на связи: что делать, если начальство звонит в нерабочее время?
© Mir24.TV

Договориться «на берегу»

По словам бизнес-консультанта Павла Носкова, поведение сотрудников в нерабочее время разнится в зависимости от компании, культурной парадигмы, которая там внедрена, а также от специфики бизнеса и особенностей характера руководства.

«Если бизнес работает 24/7 и требует постоянно операционного участия сотрудников, например, директора магазина, то такие вещи, как правило, обсуждаются при приеме на работу. Вопрос увольнения за игнорирование звонков в нерабочее время – очень индивидуальная история. В моей практике работы в крупной ресторанной сети были подобные случаи, но это было крайним исключением, и человека увольняли по совокупности нарушений деловой этики и несоответствия должностным инструкциям», – поясняет специалист.

«Опытные руководители отмечают, что 95% коммуникации с коллегами за пределами их рабочего времени вызвана их же забывчивостью и/или ошибками», – подчеркивает доцент кафедры управления персоналом ГУУ Екатерина Каштанова.

Эксперт также замечает интересную тенденцию – многие молодые специалисты, так называемые представители поколения Z, считающиеся более свободными и независимыми, прямо заявляют еще на собеседовании: «Вы мне звоните, конечно, но я не обещаю, что отвечу».

«То есть все же «прощупать почву» насчет наличия латентного круглосуточного графика работы и изучить стандарты работы желательно еще при трудоустройстве в компанию», – добавляет спикер.

Могут ли уволить?

Как отмечает руководитель отдела по работе с партнерами крупнейшего в России и СНГ промокодного ресурса Елена Морозова, на законодательном уровне работник может уезжать, отключать телефон, а главное, игнорировать рабочие чаты и звонки, используя свободное от работы время по своему усмотрению. Увольнение в таком случае является нарушением трудового кодекса.

«Но не будем исключать ситуаций с начальниками-самодурами, для которых никакие законы не писаны. Они готовы нарушать не только их, но и личные границы сотрудников. В этом случае самому работнику нужно в первую очередь быть юридически подкованным, знать свои права. И, конечно же, уметь их отстаивать», – говорит специалист.

По мнению эксперта, вопрос звонков в нерабочее время – момент этический. Если внутри компании правильно выстроены рабочие процессы, корпоративная культура и политика руководства, то вопрос звонков даже не будет стоять.

Как действовать?

Чтобы не испортить отношения с начальником, можно установить для себя какой-то лимит внеурочных звонков и дополнительных часов работы, говорит Павел Носков. Он допускает, что ситуации бывают разные, и иногда действительно требуется срочное включение сотрудников, консультации по телефону. Если такое происходит не очень часто и исключительно по необходимости, то из этого не стоит раздувать проблему, считает специалист.

«Если же вы чувствуете, что начальник перегибает, можно аккуратно в конце месяца инициировать разговор о том, что было много удаленных переработок в этом месяце, и вы были бы очень рады, если бы компания оценила ваш вклад и отблагодарила небольшой премией или дополнительными выходными днями», – комментирует эксперт.

Также спикер советует перед отпуском провести беседу с коллегами: «Любезно попросите всех сотрудников не беспокоить вас по мелочам, распределить свои обязанности на коллектив, попросить кого-то одного отвечать за ваше направление. А начальника просто по-человечески попросить по возможности не обеспокоить вас в отпуске, чтобы вы наконец-то могли переключиться и разгрузить голову, чтобы потом с новыми силами и вдохновением вернуться в офис и быть более эффективным».

Тем временем Екатерина Каштанова добавляет: «Ситуацию можно принять и успокоиться или даже попытаться ее смягчить и решить в свою пользу. Например, игнорируя некоторые звонки и чаты. Сначала подобное поведение может вызвать бурю негодований, но если дело идет, вопросы решаются, то, возможно, к пропускам звонков начнут привыкать и руководитель, и сослуживцы».

Как отмечает эксперт, в тех компаниях, где присутствует максимально гибкое и творческое отношение ко времени, руководство способно к долгосрочному планированию и детальной проработке краткосрочных планов, имеются инструменты контроля времени, отсутствует гонка «за наживой», а присутствует стремление к «золотой середине» в желаниях и планах, где руководитель обладает деловой интуицией, способностью угадывать ход развития событий, освоил навыки тайм-менеджмента – в таких компаниях царит спокойствие и понимание.