Потрепали, помяли, причесали
Фото: Jennifer MacNeill, flickr.com
Валёк Он же – пральник. С него-то все и начиналось. Это инструмент для обмолота льна – по сути, увесистый деревянный брусок в форме прямоугольника или трапеции с короткой рукоятью. В середине его делали немного выгнутым – для увеличения силы удара. Лицевую сторону украшали орнаментом и росписью (особенно это было популярно в Нижегородской и Вятской губерниях), а внутреннюю оставляли гладкой. А использовали валёк так: сидя на корточках или низкой скамейке, клали пучок льна на кусок ткани, который закрывал плоское «блюдо» или даже просто порог. Работа заключалась в том, чтобы быстро бить пральником по семенным коробочкам на верхушке стеблей, время от времени переворачивая пучок. Коробочки плющились, семена высыпались на ткань, а верхушка стеблей разминалась. Целью сего мероприятия было добыть семена, чтобы часть из них отобрать для посева, а из другой – сделать масло. Валек, Нижегородская губерния, XIX в. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства, vk.com/damuseum Мялка А вот перед нами уже не просто инструмент, а целая машина! С ее помощью волокна льна отделяли от жесткой древесной оболочки. Мялка отдаленно напоминала помесь верстака с рогаткой. Наверху она имела «било» – длинную деревяшку, которая разбивала подсушенный (а до того замоченный) лен на волокна. Стебли клали в специальную щель под билом и стучали по ним до тех пор, пока те не станут напоминать нечто похожее на нити. Силушка (а, скорее, выносливость) для этого нужна была богатырская, что особенно впечатляет, если вспомнить, что все работы по изготовлению льна ложились на женские плечи. Иллюстрация: Hubert von Herkomer, artsandculture.google.com Трепало Наши предки не страдали модной нынче прокрастинацией – у них просто не было такой возможности. Чтобы успеть изготовить лен, сразу после отминки его трепали – дабы не успел впитать влагу (иначе волокна пришлось бы снова сушить). Трепало представляло собой дощечку из хвойного дерева, отчасти напоминавшую лопатку или нож. Трепало. Фото: Шатурский краеведческий музей, vk.com/shaturamuseum Трепало могло быть тяжелым и большим – для крупных волокон, или легким и маленьким – для путаных и тонких. Конец кистени удерживали на коленях или в руке на весу, при этом наматывая волокно на руку. По свисающему концу били, все время подтягивая волокна вверх и отбивая их о другое ребро трепала и поворачивая. Затем пучок выворачивали внутренними волокнами наружу и снова трепали. Важно было соизмерять силу и направление удара. «Потрепанный» лен сортировали по цвету и качеству. Отходы не выбрасывали – из них вили грубые веревки, ткали подстилки для скота и конопатили ими бревенчатые постройки. Чесало А вот с этим инструментом начинаются трудности, потому что чесал было много – для грубой обработки и для самой нежной. Грубое – представляло собой доску с несколькими рядами кованых острых зубьев. Первый очес назывался «изгребы», второй – «пачесы» (его, как правило, отдавали прядильщицам для создания нити). Чесало, конец XIX в. ar.culture.ru Всего вычесывать лен могли от двух до четырех раз. Поэтому чесал могло быть несколько, и каждое последующее имело более тонкие зубья по сравнению с предыдущим. Для совсем тонких могли использовать свиную щетину. Вычесывая потрепанное волокно, из него извлекали грубые волокна, чтобы высокосортные оставались на чесале. Фото: Simon Caplan, flickr.com Последнее, кстати, можно было закрепить на верстаке или лавке и протаскивать волокно через металлические зубья. Задача была нехитрой – разъединить и равномерно распределить волокна друг относительно друга, отделив короткие от длинных, а еще – от мусора. Гребень Завершающий этап – тот самый «нежный» очес с помощью инструмента, который напоминает обычный гребень для волос. Собственно, так он и называется – гребень-чесало. Такой могли видеть и вы – где-нибудь у бабушки на деревенском чердаке. Эта большая «расческа» предназначена для завершающего этапа подготовки льняных волокон к тому, чтобы стать пряжей. Она представляла собой деревянный гребень с тонкими щетинками из того же дерева. Фото: Максим Шанин, commons.wikimedia.org И да, они могли быть частью самой прялки – волокно дополнительно пропускалось сквозь них, еще раз проходя процесс вычесывания. Интересно, что в разных регионах России эти гребни выглядели одинаково – широкая верхняя часть с зубцами – и нижняя в виде короткой ручки. А вот декора на них почти никогда не было, зато для долгой службы их изготавливали исключительно из твердых пород дерева (чаще всего из клена). Процесс вырезания тонких щетинок на таком материале сам по себе требовал немалого мастерства. Может быть, поэтому гребень не только имел репутацию капризного инструмента, но и наделялся способностью защищать человека от нечистой силы и всяческих недугов. Его клали на ночь в колыбель к ребенку, чтобы дитя не мучили кошмары, а на святки – выносили из дома, чтобы защитить скот от болезней.