Войти в почту

Главный режиссер петербургского ТЮЗа рассказала о премьере "Маскарада"

Главный режиссер петербургского ТЮЗа имени Брянцева Сусанна Цирюк выпустила премьеру "Маскарад" - к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова.

Главный режиссер петербургского ТЮЗа рассказала о премьере "Маскарада"
© Российская Газета

Это не только первая постановка драмы "Маскарад" на сцене брянцевского театра, но и всего третья - в Северной столице за последние 110 лет: в 1917 году в Александринском театре ставил Всеволод Мейерхольд, с декорациями художника Александра Головина, в 2014, к 200-летию Лермонтова - Валерий Фокин, в этом же театре, с референсами мейерхольдовскому спектаклю. Прошло еще десять лет…

Кто-то проведет параллель: "Маскарад" - шекспировская трагедия "Отелло" по-русски о ревнивце Арбенине, возомнившем себя "вершителем судеб": убийство из ревности ни в чем не повинной любящей жены. Невинная, чистая, юная Нина верна своему мужу. Что это? Исследование природы зла? У Сусанны Цирюк - музыкально-драматический спектакль о трагедии отношений, петербургская фантасмагория. Петербург - тоже герой спектакля.

Режиссер ответила на вопросы "РГ".

Спектакль задуман к 210-летию со дня рождения Лермонтова? Или вы давно хотели поставить именно "Маскарад" (но не было, например, "стопроцентного" Арбенина?

Сусанна Цирюк: Не скажу, что я мечтала о постановке "Маскарада". С директором театра Светланой Васильевной Лаврецовой мы очень тщательно и придирчиво выбирали название для моего дебюта в качестве главного режиссера ТЮЗа имени Брянцева. Сразу сошлись на том, что это должно быть произведение русской классической литературы, прежде в нашем театре не ставившееся. И тут обнаружили, что одна из самых петербургских пьес странным образом имеет очень скромную, хоть и громкую постановочную историю в нашем городе. Потом вспомнили о 210-летии Лермонтова и поняли - это знак. К тому же, в театре есть полный состав молодых артистов на все роли. Показалось интересным сделать спектакль на молодежь и для молодежи. Хотя традиционно Арбенина играют очень опытные мастера, мы решили рискнуть. И, на мой взгляд, не зря.

Вы назвали спектакль "петербургской фантасмагорией".

Сусанна Цирюк: Современники Лермонтова сразу же окрестили его творение дьяволиадой. Говоря современным языком, он написал психологический триллер с элементами мистики. Но мне ближе понятие "фантасмагория", включающее в себя все оттенки мистической, призрачной и таинственной стороны Петербурга, города поэтов и безумцев, фантазий и снов, города, способного влюбить в себя навеки и свести с ума, прекрасного и холодного, живущего своей самодостаточной жизнью, породившего множество мифов и легенд.

Мне было интересно проанализировать, способен ли человек существовать вне социума, возможно ли полностью отречься от прошлого, уничтожить "черного человека" в своей душе и начать жизнь с чистого листа.

Согласны, что Маскарад" - это "Отелло" по-русски?

Сусанна Цирюк: Хотя поверхностно фабула "Маскарада" напоминает "Отелло", эта история гораздо сложнее, чем убийство из ревности по наговору или схема "абьюзер - жертва".

Нина для Арбенина - воплощение идеала, его способ спасения и искупления былых грехов. И когда этот зыбкий идеал рушится - рушится все. Он буквально обожествляет своего светлого ангела, а она ищет обычной земной любви и счастья. У Лермонтова они с самого начала общаются как через стену, не понимая и не слыша друг друга. В этом трагедия многих отношений между людьми, вне зависимости от времен и нравов.

Что было самым сложным? Сделать лермонтовский текст "своим", органично осмыслять и произносить его сегодня и сейчас, не теряя при этом жесткой ритмической структуры стиха.

Пьеса в стихах, но, кроме поэзии Лермонтова, в спектакле звучат еще и строки Джорджа Байрона, Нестора Кукольника, Анны Ахматовой, Андрея Белого и Игоря Северянина. Не думали, что перегрузите спектакль, молодого зрителя поэзией?

Сусанна Цирюк: Нет, я не боялась "поэтического перегруза", на мой взгляд, все эти великие строки органично вплелись в текст драмы и сделали спектакль еще более петербургским.

Не могу не спросить о необычной музыке и хореографии спектакля.

Сусанна Цирюк: Музыка (оригинальная партитура композитора Василия Тонковидова) стала неотъемлемой частью нашего "Маскарада". Она охватывает весь жанровый диапазон - от лирики, гротеска и эксцентрики до демонизма и яростного отчаяния. И, будучи абсолютно современной по форме и звучанию, вносит в спектакль щемящую нотку ностальгии по "векам минувшим".

Пластическое решение спектакля (хореограф - Антон Дорофеев, мой постоянный соавтор) построено на синтезе хореографических стилей и основах психологии движения, способной наиболее ярко и индивидуально раскрыть образ каждого персонажа, внутренний мир и эмоциональное состояние героев. Отдельным сквозным пластом стал образ вездесущей маскарадной толпы, демонической, безликой и бездушной, олицетворяющей беспощадные шестеренки Судьбы.

Зачем у вас появились новые персонажи?

Сусанна Цирюк: Мы усилили инфернальную составляющую спектакля, введя в него нескольких новых персонажей. Сквозной линией спектакля стала Безумная Маска - одинокая девочка-Смерть, которая танцует босиком по льду каналов и поет странные песни, желая избавить всех от мучительных страстей, утешить и помочь обрести покой.

Вскользь упомянутая Лермонтовым Старая княжна стала отдельным ярким персонажем, этакой нестареющей Пиковой Дамой, Богиней игры, символом мистического Петербурга - в блистательном исполнении заслуженной артистки России Натальи Боровковой. Неизвестный в нашем спектакле - не мститель из прошлого, но alter ego Арбенина, темная сторона его души.

В тексте у нас недостатка не было, так как мы использовали монологи и реплики из всех четырех редакций пьесы.

Кто есть кто

В ролях: Дмитрий Ткаченко (Евгений Арбенин), Анна Потакова (Нина), Семен Толов (князь Звездич), Екатерина Бездель (баронесса Штраль), заслуженный артист России Борис Ивушин (Казарин), заслуженная артистка России Наталья Боровкова (Старая княжна) и другие артисты. Сценограф - Алексей Тарасов. Художник по костюмам - Жанна Усачева.

Факты

Драма "Маскарад" создана в 1835 году, была издана в 1842 году, уже после смерти Лермонтова.

Впервые поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1852 году.