Впервые оперная труппа Приморской сцены Мариинского театра выступила в Большом

Самый молодой и удаленный от столицы оперный театр страны привез в Москву сразу две постановки - "Царскую невесту" Римского-Корсакова и "Аиду" Верди - представляющие диаметрально противоположные взгляды на оперное искусство. Но неизменно за дирижерским пультом был Павел Смелков, а публика с интересом и гостеприимным великодушием принимала гостей.

Впервые оперная труппа Приморской сцены Мариинского театра выступила в Большом
© Российская Газета

Нынешний сезон всего лишь двенадцатый для приморского театра. Опера во Владивостоке появилась в 2013-м, а три года спустя получила статус филиала Мариинки. И сегодня большую часть репертуара составляют спектакли со стажем, что заимствованы у питерцев.

"Аида" в постановке Алексея Степанюка, чей спектакль с 1998 года не сходит со сцены Мариинки, - образец именно такой кооперации. А вот "Царская невеста", наоборот, первая абсолютно оригинальная работа театра. Автором этой исторической премьеры стал режиссер Вячеслав Стародубцев, ныне возглавляющий Новосибирский театр оперы и балета.

Ради столичных гастролей приморцы не стали привлекать на сцену гостей. В некогда родные спектакли вернулись лишь двое певцов

"Царская невеста" полна символизма и мистики. Спектакль очень мрачен (сценография и костюмы Петра Окунева), хотя действие и не привязано к темной эпохе опричнины, но атмосфера политического триллера на фоне любовной драмы при этом ощущается ясно, даже с некоторым перебором за счет золотых масок, кнутов и белого наряда титульной героини, который, как и у ее соперницы Любаши, в финале окрасится красным... Сюжет драмы Льва Мея о третьей женитьбе Ивана Грозного, ставшей литературной основой спектакля, - одна из самых жутких историй. Согласно документальным фактам, супруги вместе прожили всего 15 дней, после чего жена царя скончалась при весьма загадочных обстоятельствах.

По сути сюжет "Аиды" схож с "Царской невестой": корона лишает права на любовь по зову сердца. Но этот спектакль - яркий, внешне праздничный (Алексей Степанюк не только режиссер, но и художник-постановщик), как плакат туристического агентства, рекламирующего туры в Египет. Ведь история разворачивается в Мемфисе, где плененная эфиопская принцесса Аида влюблена в Радамеса, начальника дворцовой стражи, назначенного полководцем, ибо к нему полна чувств царевна Египта Амнерис. Спектакль фактически идет в одной декорации, но изнуряет публику тремя антрактами и образцово рутинерским повествованием.

Все солисты пели с большим старанием и чуть меньшим мастерством. Ради столичных гастролей приморцы не стали во множестве привлекать гостей. Лишь двое певцов на один вечер вернулись в некогда родные спектакли. Баритон Вячеслав Васильев, ныне являющийся солистом Мариинского театра, эффектно, немного задолжав по части музыкальности, спел-сыграл Грозного. А сопрано Ольга Маслова, которая теперь, как и Елена Стихина, начинавшая театральное восхождение во Владивостоке, востребованная певица с большой международной карьерой, в Москве спела Аиду.

Среди солистов Приморской сцены особенно выделялись меццо-сопрано Лаура Бустаманте (Любаша и Амнерис), сопрано Алина Михайлик (Марфа и Жрица), басы Евгений Плеханов (Собакин) и Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн (Рамфис), а также тенор Мэргэн Санданов (Радамес), служащий сегодня в Красноярском оперном театре.

Жаль только, что оркестр испытывал певцов на профессиональную стойкость исключительно медитативными темпами, предпочитая из всех возможных красок лишь громкость, и всегда играл жирным звуком без нюансов.

Но, с другой стороны, это ведь была только первая попытка… Сегодня, когда и Большим, и Мариинским театрами руководит Валерий Гергиев, можно полагать, что подобные визиты владивостокцев в Москву станут такими же регулярными, как и в Санкт-Петербург.