Войти в почту

Валерий Выжутович - о том, почему компании увеличили масштаб благотворительности

Российские компании значительно увеличили масштаб своей благотворительной деятельности. Как явствует из доклада минэкономики о развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2023 год, размер пожертвований со стороны бизнеса увеличился в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом и достиг 90,8 млрд руб. К социально ориентированным относят НКО, специализирующиеся в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и любительского массового спорта.

Валерий Выжутович - о том, почему компании увеличили масштаб благотворительности
© Российская Газета

"Вклад некоммерческого сектора в ВВП страны за последние пять лет увеличился вдвое. В сравнении с 2022 годом выросло число социально ориентированных НКО, увеличилось количество штатных работников и добровольцев. Выросла и поддержка со стороны бизнеса, поскольку благотворительность сегодня является одной из основных составляющих стратегии устойчивого развития компаний. Размер пожертвований в адрес СОНКО вырос в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом", - комментирует заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова.

Согласно документу ведомства, в стране выросло количество социально ориентированных НКО и волонтеров. В 2023 году в России насчитывалось больше 130 тысяч социально ориентированных некоммерческих организаций. В их штате работало более 371 тысячи человек. Отмечается ежегодный рост числа волонтеров, поддерживающих НКО. В 2023 году в волонтерстве участвовали почти четыре миллиона человек.

Российские компании значительно увеличили масштаб своей благотворительной деятельности

В докладе также приводятся статистические данные о поддержке НКО со стороны государства. За 2023 год чуть больше 11 тысяч социально ориентированных НКО получили более 87 млрд рублей от властей.

Приводится информация и о количестве юрлиц, которые совершили пожертвования: в 2022 году таких компаний было 111, и они пожертвовали на сумму 41,1 млрд рублей, в 2023-м 190 компаний совершили пожертвования на сумму 90,8 млрд рублей. При этом для юрлиц-жертвователей есть налоговые преференции. В частности, плательщики налога на прибыль могут признать расходы в виде суммы пожертвования, безвозмездно переданного НКО, в качестве внереализационных расходов, таким образом сократив налогооблагаемую базу на величину пожертвования.

Отмечено также увеличение в 2023 году темпов прироста социально ориентированных НКО - на 5,4 процента по сравнению с 2022 годом. Зафиксирован и рост числа социально ориентированных НКО, привлекающих волонтеров: в 2023 году - 33,3 тыс. организаций, в 2022-м было 30 тыс.

Благотворительность в России остается популярным занятием. По данным опроса, проведенного фондом "Нужна помощь" совместно с агентством онлайн-исследований Tiburon Research, охотнее всего россияне поддерживают организации, которые помогают детям с инвалидностью и нуждающимся в лечении (39 процентов). Отмечается рост поддержки организаций, помогающих беженцам и мигрантам (3,7 процента). Число же респондентов, готовых публично поддерживать организации, получившие статус иноагентов, снизилось с 23 процентов до 15.

Доля россиян, которые хотя бы раз в год пожертвовали какую-либо сумму на благое дело, за последние десять лет выросла с 44 до 57 процентов. Таков результат опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики. В ходе опроса (в нем участвовали 2000 человек) выяснилось также, что российские граждане стали щедрее: число жертвующих на благотворительность от 1000 до 2000 рублей выросло в 7 раз, а свыше 2000 рублей - в два раза. При этом с 20 до 13 процентов снизилась доля тех, кто дал на доброе дело менее 100 рублей.

Чаще всего россияне жертвуют на здоровье и медицину (29 процентов), религию и религиозные объединения (25), помощь пострадавшим от стихийных бедствий (22), помощь детским домам и домам престарелых (18). А поддержать рублем защиту окружающей среды, искусство и образование были готовы только по 1 проценту населения.

Исследование, проведенное Фондом "Общественное мнение" совместно с порталом "Добро.Mail.Ru", позволило составить собирательный портрет российского благотворителя. Это и мужчины, и женщины в равной степени. Если приложить к ним известную концепцию "Пирамида Маслоу" об удовлетворении потребностей человека, то российские благотворители - это люди, у которых первичные потребности удовлетворены. Они помогают не только деньгами, но и делом. Занимаются волонтерством. Проявляют гражданские инициативы. Регулярно или хотя бы время от времени принимают участие в решении социальных проблем. Кроме того, российские благотворители - это в большинстве своем люди, проживающие в городах-миллионниках, где сильнее развита инфраструктура, выше уровень жизни и поэтому больше возможностей заниматься благотворительностью. Их возраст - от 30 до 50 лет.

Большинство благотворителей проживают в городах миллионниках, где выше уровень жизни

Был также вопрос: "Кому вы готовы помочь в первую очередь?" Имелась в виду готовность помогать детям, взрослым или пожилым людям. Половина опрошенных ответили, что возраст не имеет значения. Именно детям готовы помогать 32 процента респондентов, пожилым - 12 процентов. Готовность помогать взрослым выразили только 2 человека из 533 опрошенных (в статистическом выражении это ноль процентов). Что же касается готовности помогать животным, то, как показали некоторые опросы, коты и собаки заслужили здесь второе место после детей, обойдя даже стариков.