Такой разный Островский: в Самаре показали новые версии пьес классика

Рано жениться Работы, объединенные одним автором литературного материала, в остальном были разными. Ирина Васильева, выпускница Сергея Женовача, поставила "Женитьбу Бальзаминова". В ее интерпретации молодой чиновник оказался так и не выросшим ребенком на трехколесном велосипеде. Эту роль интересно сыграл Сергей Маркелов. - Мне хотелось исследовать две темы - инфантильность взрослых и человека, который живет не реальностью, а своими мечтами, - рассказала режиссер. - Ему в этой реальности комфортно, не хочется из нее выходить. Бальзаминов в эскизе оказывается еще маловат, чтобы жениться. Как гоголевский Подколесин, в финале он понимает, что груз ответственности слишком тяжел. И зовет маму. На сцене - женское царство. Даже слуги просцениума - актрисы, одетые во все черное и модное. За Бальзаминова и его неспособность даже самостоятельно поесть отвечают гиперопекающие маменька (Влада Филиппова) и кухарка Матрена (Ольга Елесина). Сестры Анфиса и Раиса (Анастасия Ермилина и Наталия Прокопенко) - стильные оторвы в ярких колготках и обманчиво строгих пиджаках. Брат держит их дома за электрическим забором, иначе пойдут вразнос. Совсем другого сорта вдова Белотелова (Юлия Горелова) - вальяжная и мечтательная, она, кажется, действительно влюбилась в Бальзаминова. В эскизе сохранена традиция представления этой пьесы Островского яркими театральными средствами. При этом есть желание увидеть героев по-новому. Кому-то из зрителей показалось, что работа напоминает спектакль Нины Чусовой в "СамАрте", но это стоит отнести скорее к Островскому и сочности типажей его пьесы. Не так-то просто поставить этот текст с радикально новой интонацией. Хотя в этом случае представление мира как игрового обосновано режиссером концептуально: это мир глазами Бальзаминова, почти взгляд ребенка, и здесь нет места ничему серому. Интерпретация местами выглядела по-эскизному разномастной. Например, рядом с почти нуарными героинями сваха Акулина (Алина Василенко) представала в образе клоунессы. Целое объединялось в том числе тщательно простроенной на протяжении всего действия пластикой, которая в этом эскизе особенно важна (хореограф Виктория Фитюнина). Новая классика Дмитрий Егоров решил пойти другим путем. Не искать новые ходы для затертых театрами текстов классика, а взять пьесу, за которой нет очевидного хвоста интерпретаций. Семейные сцены "Не от мира сего" Островский писал для бенефиса актрисы Полины Стрепетовой. Пьеса стала для драматурга последней. Если не знать автора, не так-то просто его угадать. В этом тексте и поздний Толстой с его декларативной озабоченностью морально-нравственными вопросами, и женская тема Генрика Ибсена, и чеховские мотивы. - Есть хиты - "Гроза", "Бесприданница", "Лес" и еще несколько произведений, - говорит режиссер. - Принято считать, что это и есть Островский. Но есть еще энное количество пьес, которые остаются "за кормой" нашего знания. За неделю лаборатории я убедился, что это сильнейший текст, и мне еще больше захотелось его поставить. Наверное, моей задачей в первую очередь было рассказать историю, которую закладывал автор. Егоров взял камерное пространство экспериментального зала, чтобы показать сложную систему взаимоотношений героев во всех психологических нюансах и тонкостях. Все участники лаборатории разными способами старались приблизить тексты Островского к современному зрителю, и в этом случае средством стала психологическая достоверность. Эскиз в этом отношении выглядел еще не совершенно, но уже убедительно. Режиссер помещает всех актеров на сцену. Не участвующие в действии просто наблюдают, иногда реагируют, когда речь заходит о них. Так комически отворачивается в сторону зала в одной из сцен Евлампия Платоновна (Елена Лазарева), мать главной героини Ксении. Актриса создает образ мощной женщины, матери семейства (кто-то на обсуждении точно сравнил ее с Вассой Железновой). Она не дает никому с собой спорить и никогда не сомневается в своей правоте. И прямо объявляет, что собирается развести дочь с мужем. Впрочем, остальные персонажи вокруг Ксении (Ирина Чеботаева) не сильно лучше. Муж (Алексей Егоршин) гуляет и растекается в пафосных речах. Друг семьи (Аркадий Ахметов) практически живет в доме Кочуевых и, кажется, влюблен в героиню. Но никто не может защитить ее в кульминационной сцене, одной из самых удачных в этом эскизе. Богатый барин Муругов (Артур Ягубов), почти бес, заставляет Ксению трястись от ужаса, что приводит ее к смерти. Лаконично оформленный, подробно разобранный эскиз выглядел готовым заделом на спектакль. Будет интересно, если в Самарском театре драмы появится эта пьеса и первая работа Егорова. "Гроза" 3.0 Новые ходы для хрестоматийного текста искал Владимир Золотарь, еще один опытный участник лаборатории. В эскизе по пьесе "Гроза" много разных отсылок и аллюзий, от "Слова пацана" (18+) до Ларса фон Триера. Задачи свести их в единое целое очевидно не было. Но была попытка найти героям Островского типажные параллели среди тех, что окружают нас сейчас. Начинается спектакль со сцены, отсылающей то ли к 1990-м, то ли к сериалу Жоры Крыжовникова - группа пацанов с района избивает Кулигина (Владимир Морякин), очкарика в шапочке. После чего все мило беседуют, попивая напитки. Никто ни на кого не в обиде. - Я решил, что если уж мы берем для лаборатории автора, который хорошо известен, то и текст надо брать хрестоматийный, - говорит режиссер. - Мне интересно было поговорить о мире, который весь сконструирован из разных форм насилия. От насилия буквального, отсюда затея для первой картины, где совершенно без объяснений человека лупят, до внутреннего насилия, эмоционального, потому что тут все друг друга насилуют на разные лады. И второй импульс: это архетипический текст, и было интересно примериться, кто эти архетипы в сегодняшнем дне? Одна из радикальных перемен произошла со странницей Феклушей (Надежда Попова) - она превратилась в тревел-блогера ("эф е нижнее подчеркивание Клуша"). Интересно подана Катерина (Екатерина Конурина) - девочка не от мира сего, которая смотрит "Танцующую в темноте" (18+) Триера (в то время как Кабанова Елены Ивашечкиной залипает в новости). Катерина нашего времени, чей образ идет не из традиции русского юродства, а из литературы ХХ века, возможно, даже детской, где только в своем выдуманном мире можно спрятаться от ужасов реальности. Варвара (Ольга Жукова) - особняком от всего семейства, девочка в фитнес-костюме с приросшим к руке смартфоном. Вместе с Кудряшом (Ярослав Василенко) они составляют зажигательную пару молодых гедонистов. Борис (Михаил Мильденберг) - лощеный закомплексованный москвич, Тихон (Олег Рубцов) - один из пацанов с района, но с душевной организацией потоньше. Пожалуй, этот эскиз самого опытного участника лаборатории больше всего соответствовал идее проекта. Не стремиться поставить спектакль, а позволить себе то, что в репертуарной работе не сделаешь. Хотя было бы интересно увидеть эту работу доведенной до премьеры.

Такой разный Островский: в Самаре показали новые версии пьес классика
© СОВА