В центре инновационного градостроительства: рассказываем, как создаётся лаборатория "Креосити"
Рассказываем о проекте, с которым Омск может стать площадкой для реализации пилотной образовательной лаборатории с инновационном подходом. В Омске прошла встреча руководителей IT-компаний, представителей вузов страны, студентов, магистров и аспирантов, где обсуждали создание Межвузовской лаборатории геоинформационного моделирования "Креосити". Автором идеи проекта является генеральный директор ГК Gems Алексей Дударев. Градостроительство и урбанистика активно развиваются, и отрасли нужны как учёные, так и специалисты-практики с междисциплинарными знаниями. Одна из задач "Креосити" как раз объединить студентов-градостроителей, цифровых урбанистов и студентов-программистов в работе над практическими задачами Управления развитием территорий. - Во-первых, у нас активно популяризуется урбанистика, выделяются средства на благоустройство, у нас мобильные граждане, переезжающие из города в город, улучшая свои жилищные условия. Строительство ведётся по всей стране, а это значит, что градостроительная деятельность активно развивается. Во-вторых, сильно усложняется система управления. И межведомственная разобщённость, когда каждый департамент отвечает только за свои пуговки, а в целом костюмчик не сидит, сейчас на виду. Чтобы принимать более эффективные решения, необходимо взаимодействовать. В-третьих, сейчас технологии информационного моделирования очень востребованы для получения экономического эффекта и появились новые инструменты, - пояснил Алексей Дударев. Алексей Дударев Шла речь о том, что в уже существующую застройку часто необходимо вносить изменения: расселять людей из старых домов, модернизировать старые коммуникации и строить новые и так далее. - Это требует расчётов, подготовки, и без применения технологий никакой эксперт-градостроитель без ошибок это сделать не сможет. <…> И всем известно, что сейчас не хватает кадров, алгоритмов. И для решения задач нам необходимо развивать науку, чтобы у нас появлялись новые алгоритмы, которые сможем тиражировать и применять в решении ежедневных задач. Также нужно, чтобы появлялись специалисты, способные понимать задачу и находить для неё решение, - отметил Дударев. Инициатор встречи и автор идеи уточнил, что в рамках "Креосити" предлагают не образовательную программу и не курсы, а именно формирование лаборатории, где на стыке различных дисциплин, науки, градостроительства, архитектуры, математики, программирования, системной инженерии будут реализованы проекты. Такой инструмент позволит всесторонне проверять актуальность тем студенческих выпускных работ, магистерских, кандидатских диссертаций. Это необходимо, чтобы смотреть, насколько они будут актуальны в сфере бизнеса и для решения государственных задач. В планах организовать совместную работу студентов разных профильных направлений, чтобы они, объединив усилия, могли применять для решения градостроительных задач цифровые технологии. Результатом могут стать качественные выпускные проекты, диссертации, а также инициативы, которые можно будет применить в реальной жизни. Организаторы такой лаборатории готовы предоставить консультационную методическую помощь, обсуждение конкретных идей с практикующими разработчиками, ведущими градостроительными институтами и управленцами. У участников лаборатории будет доступ к программному обеспечению, библиотекам инструментов Gems, которые они ежедневно используют в своей работе. Возможно, им будут доступны практические задачи и данные министерств строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства - тех, кто занимается развитием территорий. Сценарий работы "Креосити" будет выглядеть примерно так: 4 раза в год будут рассматриваться темы и проводиться лицензирование работ. Необходимо будет сформировать комьюнити студентов разных направлений, выпускников и преподавателей. Затем будет организована системная работа над проектом: выделение куратора и консультантов. Студенты от 1 дня в неделю еженедельно на протяжении одного или двух лет должны будут системно работать над проектом, чтобы он реализовался. При этом проект может быть научным, практическим или научно-практическим. Также будет рассмотрена возможность выделения грантов лучшим студентам и преподавателям. Кроме этого, планируется организовывать конференции по рассмотрению проектов для обмена опытом между различными университетами, институтами, студентами. У выпускников лаборатории есть множество вариантов дальнейшего развития. Они могут остаться в науке и продолжить работать в лаборатории над новыми темами и проектами. Могут перейти на работу в государственные и муниципальные органы, фонды. При желании могут уйти работать в IT-компании или градостроительные институты. Возможен кросс-отраслевой переход в смежные области и так далее. По мнению собравшихся, лаборатория даст положительный толчок не только студентам и выпускникам, но и для высшей школы будут плюсы. Например, практическая ориентация обучения, доступ к реальным данным, объектам для научных исследований, межвузовское сотрудничество. Кроме этого, вузы получат программное обеспечение и платформы для обучения и тестирования. Преподавателям планируют выдавать гранты и предоставлять возможность участвовать в проектах развития бизнеса и государства. Вузам необходимо провести предварительный отбор студентов, предоставить им время на системную работу в лаборатории и провести плановую адаптацию программы обучения в вузе под современные требования. Директор Института дизайна и урбанистики ИТМО, руководитель международного научного подразделения "Умный город Санкт-Петербург", старший научный сотрудник национального центра когнитивных разработок Сергей Митягин (по видеосвязи) поделился тремя успешными подходами к реализации подобных лабораторий. Каждый из них имеет свои особенности и механизмы реализации. - Первый подход - это грантовый проект, при котором формируется пул финансирования и команды студентов под руководством преподавателей подают заявки на выполнение задач. Это обеспечивает стабильное финансирование и управляемость процесса. Второй подход заключается в том, что внешние организации формируют набор задач для студентов, что позволяет им работать над реальными проектами и получать опыт. Третий подход не требует начального финансирования, а основывается на затратах времени. Здесь студенты сами выступают менторами и кураторами. Но в этом подходе есть такие риски, как возможность ухода студентов в другие организации и невозможность передачи задач. Он также подчеркнул важность создания образовательного стандарта в области цифровизации градостроительства, чтобы чётко определить компетенции и роли выпускников на рынке труда, - подчеркнул Сергей Митягин. К слову, д.т.н, профессор, заведующий кафедрой ИСТ Высшей школы цифровых технологий ТИУ Олег Данилов (по видеосвязи) выразил готовность к сотрудничеству с лабораторией "Креосити". Он подчеркнул важность консолидации усилий вузов и бизнеса для достижения значимых результатов. Профессор также подчеркнул необходимость получения актуальной тематики и экспертизы, а также готовность поделиться своим опытом и внести конструктивные предложения. В свою очередь заведующий кафедрой управления недвижимостью и развитием территорий МИИГАиК Андрей Тарарин (по видеосвязи) отметил, что студенты, обладая современными знаниями и навыками, могут значительно ускорить процесс анализа и обработки данных. Это напрямую влияет на качество принимаемых решений в градостроительстве. - Участие студентов в реальных проектах в рамках лаборатории "Креосити" позволит им не только применить свои знания на практике, но и получить ценный опыт работы в команде, что является важным для их будущей карьеры, - сказал Андрей Тарарин. Спикер также подтвердил готовность своего вуза к активному сотрудничеству в рамках Лаборатории, что позволит совместно развивать новые подходы и технологии в градостроительстве. Участники встречи отметили, что такая лаборатория необходима и её работа положительно скажется на развитии не только градостроительной отрасли, но и потенциала студентов: инженеров, градостроителей, математиков, программистов. "Креосити" при правильном подходе и реализации идеи может стать центром инноваций и практического обучения. А студенты здесь смогут развивать свои навыки и вносить вклад в решение актуальных задач, стоящих перед современными городами. - Наша задача - создать среду, гдете, кто не может, но хочет, со своей высшей школой, своими преподавателями, образовательной программой и собственными трудозатратами, через какое-то время всё же смогли этим заниматься. Но если у них не будет ориентира что делать, куда стремиться и каких-то более сложных задач, то их темп будет не такой быстрый. Поэтому здесь вопрос в распространении информации. А дальше уже и существуют институты, которые могут помогать людям развиваться. Если ты не знаешь, чего хочешь, то ты и в институте взять не сможешь тех наук, которые потребуются. Как сказал заведующий кафедрой компьютерной математики и программного обеспечения ОмГУ Руслан Юрьевич Симанчёв, если ты не понимаешь, зачем тебе дифференциальные уравнения, интегралы и их физический смысл, то тебе неинтересно будет их учить, - подчеркнул Алексей Дударев. В целом о том, чем живёт ИТ-сфера, чем мотивируются и как добиваются успеха специалисты в этой области, мы еженедельно рассказываем в нашей рубрике "Войти в IT" . Фото: Илья Петров Изображения созданы с помощью Midjourney