В Большом театре показали историческую постановку оперы Бородина "Князь Игорь"
На Исторической сцене Большого царила атмосфера, как на премьере: Мариинский театр привез в Москву один из своих самых знаменитых спектаклей из той серии, что представляет русскую оперную классику в масштабных и ярких постановках, сделанных еще в середине прошлого столетия. В основе нынешнего представления "Князя Игоря" - возобновление 2001 года спектакля тогда еще Кировского театра, что был поставлен в 1954 году Евгением Соковниным. За дирижерским пультом Валерий Гергиев, выступивший не только инициатором данного проекта, но и придавший ему статус эксклюзивного, высоко художественного события.
"Князя Игоря" в самой расширенной из всех возможных сценических версий, как и "Хованщину" Мусоргского, и "Руслана и Людмилу" Глинки в прошлом сезоне, показали объединенными творческими силами - хор, миманс и оркестр Большого театра, певцы - солисты обоих коллективов. Сегодня Большой театр экспресс-методом старается закрыть бреши в русском оперном репертуаре, активно заимствуя на время спектакли у теперь дружественной Мариинки.
Как известно, создание самого крупного произведения - единственной оперы о столкновении двух культур, о страданиях людей и о русской смуте - длилось 18 лет, почти все годы композиторского творчества Александра Бородина, которое он, будучи ученым-химиком, совмещал с научной и преподавательской деятельностью. Композитор, не заканчивавший консерваторий, досконально разработал сценический план оперы, обращался к историческим документам и сам адаптировал древнерусский эпос "Слово о полку Игореве" под либретто, сочиняя музыкальный и поэтический текст почти одновременно.
Фото: Дамир Юсупов / Большой театр
Но уйдя в 1887 году, не успел завершить свой главный труд. Помимо законченных сцен, осталось очень много музыки в черновиках. С 1890 года канонической версией "Князя Игоря" считается редакция Римского-Корсакова и Глазунова, и именно эта партитура была в основе спектакля 1954 года.
В Мариинке двадцать лет назад и сейчас в Большом была показана версия оперы, подготовленная композитором Юрием Фаликом, - с восстановленными фрагментами партитуры, которые прежние редакторы игнорировали, отправляя в "корзину". Открыли многие фрагменты, включая даже некоторые и небожественные длинноты. В итоге одним актом стало больше, так как, помимо канонического второго, со знаменитыми "Половецкими плясками" в хореографии Михаила Фокина, той самой, что впервые с триумфом была показана в рамках Русских сезонов Дягилева в 1909 году в Париже, появилось еще одно действие в половецком стане.
Фото: Дамир Юсупов / Большой театр
Редакция Фалика идет в тех же декорациях 50-х годов, недостающий задник пригласили дописать знаменитого театрального художника Вячеслава Окунева, который делал обновленное возобновление спектакля вместе с режиссером Иркином Габитовым. Получилось эпическое четырехчасовое действо с двумя антрактами.
В монументальных живописных декорациях, одетая в шикарные костюмы (художники Нина Тихонова и Николай Мельников) русская опера советского образца смотрится максимально эффектно. Правда, визуально все масштабные постановки опер, что рождены были в Большом и Кировском театрах в середине прошлого века, будь то "Борис Годунов", "Хованщина", "Царская невеста" или "Псковитянка", смотрятся как близнецы. И воспринимаются сегодня скорее, как музейный артефакт, тронутый патиной, нежели акт театрального искусства. Такие спектакли требуют особо кропотливого, реставрационного отношения, чтобы не превращаться в спиритический сеанс, а все жесты и позы: объятия, клятвы и мольбы - выглядели неизменно естественно и искренне.
Занятые в спектакле солисты, имена которых стали известны лишь за несколько часов до представления не только публике, но и самим певцам, составили удачный ансамбль, лидером которого, как и задумано, стал исполнитель титульной роли - солист Мариинки баритон Владислав Сулимский. Красивыми голосами и статью блеснули также мариинцы - меццо-сопрано Зинаида Царенко (Кончаковна), взявшая Гран-При недавнего конкурса Чайковского и заботливо пестуемая маэстро, и бас Мирослав Молчанов (Кончак), но еще находящиеся в поиске своей харизмы.
Фото: Дамир Юсупов / Большой театр
Приглашенный из "Геликона" тенор Игорь Морозов продемонстрировал яркий, полетный голос, что ответствовал образу молодого князя Владимира Игоревича. Ярославна солистки Большого театра сопрано Анны Нечаевой была очень нежной и трогательной, хотя не все вокальные кульминации ей удались безупречно.
Фото: Дамир Юсупов / Большой театр
Такой спектакль, действительно абсолютно исключительный на фоне эстетики современного театра, смотрится очень эффектно и стильно. Но цельность и жизненную силу он может обрести только при условии высочайшего уровня музыкальной части. И когда за дирижерским пультом стоит Валерий Гергиев, со всяким оркестром происходит настоящее чудо - оркестр разворачивает магические симфонические полотна. За последние месяцы под палочкой маэстро оркестр Большого театра обрел вдохновляющее обновление звучания. Быть может, подобное творческое преобразование предстоит и всему Большому театру, но это долгий и трудный путь.