О научном совете по патриотическому воспитанию и культурно-историческом минимум в вузах РФ
О научном совете по патриотическому воспитанию и культурно-историческом минимум в вузах РФ
В вузах России может появиться научный совет по патриотическому воспитанию, а освоение студентами неисторических специальностей историко-культурного минимума станет планкой для удовлетворительной отметки и получения диплома.
туденты российского вуза на лекции / https://static.mk.ru/
В рамках прошедшего на прошлой неделе Восточно-экономического форума (ВЭФ) режиссёр-документалист, поэт, руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества Олеся Шигина сообщила о том, что в российских вузах планируется создать научный совет по патриотическому воспитанию под руководством Минобрнауки РФ.
О. Шигина, в частности, сказала: «Когда мы говорим про патриотическое воспитание, про концепты патриотического воспитания, мы понимаем, что, наверное, сейчас нужны какие-то новые форматы. <...> Проехав огромное количество вузов, мы поняли одно – то направление, та нота, которая взята в основе патриотического воспитания, иногда вредит этому воспитанию, а не помогает. И многие педагоги в растерянности, они не понимают, что делать, то есть у них нет определенного языка риторики. Мы выходим с предложением организовать научный совет».
При этом она отметила, что уже провела переговоры с несколькими дальневосточными вузами, в учреждениях подтвердили, что нет нужного инструментария.
По словам О. Шигиной, научный совет необходим для создания методологий, в том числе научной и научно-популярной. Также она добавила, что нужно вовлекать молодых людей в дискуссию, затрагивать эмоции при помощи кино, живописи, поэзии.
Комментируя поступившее предложение, во время дискуссии заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, отметив, что в ведомстве готовы к созданию научного совета, сказала: «Сейчас начинаем пересматривать концепты воспитательной деятельности. И, возможно, Дальний Восток станет тем отправным пунктом, с которого мы начнём смотреть, как правильнее выстраивать линейку. Конечно, создадим методический совет».
Тем временем в преддверии X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур сопредседатель Российского исторического общества (РИО), заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский в интервью ТАСС сообщил о том, что освоения историко-культурного минимума студентами неисторических специальностей российских вузов будет достаточно для сдачи предмета на тройку и получения диплома.
Замглавы Минобрнауки сказал: «Не будучи оторванными от жизни, мы хорошо понимаем, что целиком этот учебник – а в нём больше 500 страниц – часть студентов из тех, кто не связывает своё профессиональное будущее с историей, не освоит. Надо, чтобы освоили хоть что-то, самое главное. Поэтому и родилась идея сформулировать определённый минимум, планку, достаточную для тройки. И уж этот минимум надо бы освоить всем студентам, чтобы получить диплом».
Напомним, что с 1 сентября 2024 года по новому учебнику истории начали учиться студенты неисторических специальностей. Учебник охватывает весь период от образования государства Русь до СВО.
По мнению К. Могилевского, в минимум должны войти основные вехи истории отечественной государственности, ключевые имена, события и даты. Он уточнил, что возможные подходы к этому минимуму будут обсуждаться на предстоящем Форуме преподавателей истории в Тюмени, который запланирован на начало октября.
Также сопредседатель РИО, обратив внимание на тот факт, что в основном курсе «История России» остались сведения по всеобщей истории, заметил: «Главные события отечественной истории всё равно глубоко вплетены в ткань всемирной истории. Понять значение реформ Петра, Отечественной войны 1812 года или Великой Победы можно лишь будучи знакомым с внешнеполитическим контекстом соответствующих эпох. Этот необходимый минимум сведений по всеобщей истории в рамках основного курса остался».
При этом К. Могилевский уточнил, что отдельный модуль по всеобщей истории будет разработан для тех направлений подготовки, где без глубоких предметных знаний по ней не обойтись. Это, к примеру, касается будущих политологов, регионоведов или юристов-международников.