Войти в почту

Фестиваль, объединяющий музыкальные театры

Это удивительное по масштабу и своим результатам явление объединяет музыкальные театры огромной страны, добиваясь результатов, которых иными способами достичь невозможно. В какой-то степени подобную роль играл фестиваль "Золотая маска" с вручением премий в разных номинациях, но здесь критики ездили по городам и весям, обнаруживая и выдвигая самые яркие спектакли – что тоже было чрезвычайно важно для объединения культурного пространства страны. Но возможность встретиться музыкальным театрам в одном месте, показать свои лучшие достижения и увидеть своими глазами то, что делают коллеги, обсудить общие насущные проблемы, проследить общий вектор развития культуры практически в режиме реального времени – эти возможности даёт лишь фестиваль "Видеть музыку". Пресс-конференция, посвящённая открытию фестиваля, это убедительно продемонстрировала. Спикеры пресс-конференции обозначили многовекторные особенности, задачи, проблемы и достижения именно с тех позиций, которые профессионально им наиболее близки. В результате проявилась общая картина, собранная из множества отдельных позиций, событий и явлений. Здесь и проблемы реконструкции театров и связанные с этим проблемы творческой составляющей в непростых условиях, когда театр лишён своей главной сцены – об этом хорошо знает Г. Исаакян, возглавляющий театр им. Сац, который переживает масштабную реконструкцию. Об этом рассказывал и Фабио Мастранжело применительно к возглавляемому им Музыкальному театру им. Шаляпина в Санкт-Петербурге. Организационные и финансовые вопросы затронули почти все выступившие на пресс-коференции, выразив свою благодарность Министерству культуры РФ и присутствовавшему на встрече генеральному директору Президентского фонда культурных инициатив Роману Владимировичу Карманову, а также, разумеется, региональным властям, без поддержки которых театры просто не смогли бы приехать на фестиваль – ведь гастроли музыкального театра очень дорогостоящее мероприятие. Кроме того, огромную благодарность выразили директорам столичных театров, которые предоставили свои сцены для гостей фестиваля – это и Большой театр, возглавляемый В. Гергиевым, и "Геликон-опера", руководимая Д. Бертманом, всегда готовая принять гостей, и Московский академический театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, который, благодаря своему директору А. Борисову, гостеприимно принимает участников фестиваля. Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, и Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, обратили внимание на чрезвычайную важность фестиваля для образования нового поколения профессионалов в области музыкального театра. Участники фестиваля, присутствовавшие на пресс-конференции, воспользовались случаем, чтобы рассказать о своих работах, которые будут представлены в этот раз. Элмар Аскарович Бурибаев рассказал о постановке оперы А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай" – спектакль ставит итальянский режиссёр Джанкарло дель Монако, и этот спектакль представляет собой европейский взгляд на историю основоположника казахской культуры. Директор Башкирского государственного театра оперы и балета Александр Алексеев и руководитель фестивального проекта "Снегурочка: миф и реальность" Ирина Черномурова рассказали о создании уникального проекта, в рамках которого не просто созданы балеты на тему сказки о Снегурочке, русского литературного архетипического произведения, но и сформирована целая генерация молодых хореографов, владеющих современным хореографическим языком. А директор Волгоградского музыкального театра Кристина Владимировна Блинова представила спектакль, который и открыл Девятый фестиваль "Видеть музыку" – "Марицу" Имре Кальмана. Надо сказать, это очень удачная идея – поставить классическую оперетту ХХ века, и "Марица" подходит на эту роль прекрасно. Тут и наслаждение музыкой, и классический сюжет с хорошим концом, то есть – прекрасное сочетание высокого искусства с простым, естественным и очень нужным в наше время желанием отдохнуть душой. "Марица" Имре Кальмана – говоря современным языком, каскад хитов, по плотности которых "на единицу времени" сравнимый лишь, пожалуй, с "Кармен". В ней есть всё, что необходимо для восторженного приёма публики – и прекрасные мелодии, и безукоризненно выстроенный сюжет, в котором, пройдя через необходимые испытания, сразу три влюблённые пары обрели своё счастье, и зажигательный венгерский и цыганский этнический колорит, и яркие костюмы, и танцы, которые сбалансированно уравновешиваются вокальной составляющей и диалогами. В "Марице" есть всё и для постановщиков – то есть, всё то же самое – сюжет, вокал, костюмы, танцы… Но здесь же заключены и ловушки, в некоторые очень легко попасть. Скажу сразу – спектакль получился. Он получился настолько, что финал достиг настоящего оперного драматизма, и это заслуга не только либреттистов Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда, и не только Имре Кальмана, музыкальный талант которого и академическое образование слышны в партитуре оперетты, особенно в ансамблевых номерах. Вся логика драматургического развития спектакля в исполнении артистов Волгоградского музыкального театра, направляемая дирижёром-постановщиком Алексеем Гусаком привела к мощному и пафосному финалу. Оркестровка Кальмана доставляет истинное наслаждение своей тонкой и изысканной проработкой, и в этом смысле обидно, что Волгоградский театр вынужден был использовать сокращённую партитуру, хотя экономический смысл этого вполне понятен. Но тем большая нагрузка и ответственность ложится на каждого оркестрового музыканта. Алексей Гусак дал возможность оркестрантам играть свободным естественным звуком, и оркестр свою задачу выполнил прекрасно – здесь и очень точные дублировки голоса солистов у гобоя (Мария Столярова), и столь же типичные для Кальмана унисоны гобоя и флейты (Юлия Киселёва), и сольные эпизоды виолончели (Галина Аверьянова) и скрипки (Галина Головень)… В такой оркестровке каждый инструмент оркестра может считаться сольным. И сразу же хочется выразить признательность литературной части театра, выпустившей программку, в которой выражено уважение ко всем создателям и исполнителям этого спектакля. Хотя, если говорить об академической точности подачи материала, то всё же не хватает перечисления произведений, которые были использованы в попурри прекрасного вставного балетного номера, в котором участвует балетная труппа театра (хореограф-постановщик Елена Щербакова). Да, конечно же, в использовании музыки других корифеев оперетты есть очень изящный элемент иронии, это вообще отличная находка, но калейдоскопически сменяющиеся знакомые мелодии превращаются в загадку, отгадки которой на странице программки нет. Оперетта поставлена в рамках исторических традиций – здесь и классические костюмы, именно такие, к каким мы привыкли в многочисленных театральных и кинопостановках – и это выглядит очень органично (художник-сценограф Алексей Михальчёв, художник по костюмам Ирина Елистратова). Единственное, что несколько снижает уровень впечатления от спектакля – архаизмы, буквальное следование стилистике и текстам столетней давности, а ведь юмор с тех пор заметно изменился и комикование барона Популеску в традициях эпохи Г. Ярона уже выглядит несовременным, да и зритель на него реагирует с некоторым недоумением. Более того, классическая оперетта всегда была искусством актуальным, в каких-то своих элементах на границе с кабаре по степени отражения современных реалий. Даже сама "Марица" с её венгерским колоритом была более чем актуальна, по крайней мере в той части, которая касалась реакции венгерского общества на новые границы, образовавшиеся после окончания Первой мировой войны – дуэт Марицы и Зупана именно по причине прямых намёков на это иной раз повторяли по требованию публики до двадцати раз. Солисты Волгоградского музыкального театра и его хор (хормейстер-постановщик Татьяна Кузнецова) представляют прекрасный ансамбль. Это Светлана Османова в роли графини Марицы и Леонид Маркин – граф Тассило Эрдеди, это вторая пара – Лиза (Яна Савельева) и Коломан Зупан, очень ярко воплощённый Александром Куприным и, наконец, барон Мориц-Драгомир Популеску (Андрей Жданов) и его возлюбленная тётушка Цецилия, в роли которой в лучших традициях классической оперетты выступила Анна Стрельбицкая. И, безусловно, спектакль украсила Валерия Головкина в роли Цыганки Азы. И кроме того, нельзя не отметить работу Алексея Лавлинскова (дворецкий Михай) и Алексея Лысенко (суфлёр Птючка) в роли персонажей второго плана. Так что можно поздравить Волгоградский музыкальный театр с прекрасным спектаклем и порадоваться за волгоградскую публику, у которой есть возможность послушать неувядаемый шедевр Имре Кальмана.

Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
© Ревизор.ru