Хранитель традиций Александринки: Николаю Мартону – 90 лет. Народный артист РСФСР до сих пор играет на сцене
Хранитель традиций Александринского театра Николай Мартон празднует юбилей. Народному артисту РСФСР исполнилось 90 лет, рассказывает корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова.
Даже бытовая просьба в исполнении Николая Мартона звучит как реплика спектакля. Он голос Александринского театра и его слуга уже 62 года.
«Это подлежит охране. Эта национальное достояние – русская речь. Прекрасная дикция, тембр, точная подача смыслов», – подчеркнул театровед, советник художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.В спектакле «Маскарад. Воспоминания будущего» Николай Мартон играет уже 10 лет. Он стал для него знаковым.
«Это, конечно, счастье актерское. Получить роль в «Маскараде», да еще актеру, который любит пьесу с 15 лет, еще с ремесленного училища, где он учился», – поделился Николай Мартон.
Правда, в драме Лермонтова он мечтал сыграть главного героя – Арбенина. Но пришлось стать Неизвестным и получить всероссийскую известность. За эту роль Николая Мартона наградили «Золотой маской». В его «багаже» полторы сотни театральных и кино- образов. Каждый из них любит и создает до мелочей.
«В перерыве между репетициями я слышу какое-то ворчание за кулисами, заглядываю. В темном уголочке, отгороженный кулисами, сидит спиной к выходу Николай Сергеевич и повторяет одну фразу: «Закрутишься ты…». У него миллион вариаций, интонаций одной фразы, каждая из которых звучит абсолютно своеобразно», – рассказал артист Александринского театра, поэт, сценарист Александр Лушин.
Коллеги называют Николая Мартона хранителем традиций Александринки и удивляются его душевной и физической молодости. На гастролях в Суздале, как все, на репетицию пришел сразу с дороги. В постановке «Ксения Блаженная. История любви» у него особенная роль – смерти.
«В мои годы мне ничего не страшно, поэтому я ее играю с большим удовольствием», – поделился Мартон.
Он выходит на сцену всего дважды и ненадолго… Но за его финальным монологом всегда следуют бурные овации.