Андрей Максимов - о том, как прошел онлайн-фестиваль "Мир русского театра"
В прошлую пятницу закончился Пятый Международный онлайн-фестиваль русскоязычных зарубежных театров "Мир русского театра".
Так. Спокойно, дорогой читатель "Российской газеты". Пожалуйста, вернитесь и прочитайте внимательно предыдущий абзац, который вы, убежден, могли просто пробежать глазами. Получилось? А теперь давайте вместе представим себе, что это такое: быть сегодня русскоязычным театром за рубежом. Театр в Валенсии показывает "Шинель" Гоголя, а коллектив из американского города Мэриленд "Евгения Онегина" Пушкина. Еще один театр из США по-русски играет "Собаку на сене" Лопе де Вега. Нам показывают моноспектакль из Швейцарии по Валерию Брюсову. Только некоторые названия перечисляю, все назвать невозможно.
Каково сегодня с русским языком в мире санкций и ненависти? Каково сейчас играть по-русски в Америке или Швейцарии? Как сказала одна из участниц: "Мы та же Россия, только за границей". Чужие среди чужих. Но они существуют, работают, знакомят с русским искусством жителей зарубежья. Конечно, на их спектакли приходит русскоязычный зритель, но в некоторых театрах есть титры, и тогда аудитория сильно расширяется.
Каждый спектакль смотрит 60-70 тысяч зрителей. Представляете?
Многие считают, что любое дело начинается с финансирования. Ан нет. Любое новое дело начинается с идеи. Идея проводить своеобразный смотр русскоязычных театров за рубежом пришла в голову главному редактору журнала "Театрал" Валерию Якову. Фестиваль сначала проходил офлайн в разных странах. Понятно, что сегодня это сделать практически невозможно. Другой бы развел руками: мол, извините, пушки заговорили - музы замолчали. Но Яков не таков. Фестиваль стал проходить в онлайне.
Еще одна идея Валерия Якова: сделать ссылки на спектакли общедоступными, чтобы каждый желающий мог посмотреть спектакль. Открыв ссылки, рассчитывали на пару десятков тысяч просмотров. А что? Не какие-то знаменитые в мире коллективы. Звезд нет. Во многих спектаклях заняты дети. Это ведь очень важно, чтобы за границей дети играли на русском, театр для них - важный способ сохранить родной язык.
Ну, и кто это все будет смотреть в интернете, где столько соблазнов?
Так вот, когда я пишу эти заметки, просмотры продолжаются, и их количество перевалило - внимание! - за 600 тысяч! Каждый спектакль смотрит 60-70 тысяч зрителей. Представляете?
Большой театральный зал в России - это тысяча мест. Шестьдесят таких залов! Впрочем, в русскоязычных театрах за рубежом площадки, конечно, много меньше, многие рассчитаны менее чем на сто человек. А тут 60 тысяч! Уже только ради этого стоило проводить фестиваль.
Тысячу раз прав Валерий Яков, утверждающий, что мир русского театра - это мир добра. А добро - это именно то, к чему так тянется сегодняшний зритель. Я посмотрел все спектакли смотра, что называется, "по долгу службы": я член экспертного совета. И просто для интереса. Есть, разумеется, более талантливые и менее; более интересные и менее; более красивые и менее. Но вот злых, провоцирующих людей на недобрые поступки, издевательских, ернических не увидел, потому что их не было.
Что касается финансирования, то спасибо Президентскому фонду культурных инициатив за грант. Без этой финансовой поддержки фестиваль вряд ли мог бы состояться.
Русский театр за рубежом... Как правило, это очень небольшие залы, маленькие коллективы. Было раньше такое слово - нынче почти забытое - энтузиасты. Вот именно они и несут русскую культуру там, где этого от них никто не ждет. Безусловно, подвижническая деятельность.
Один из участников фестиваля сказал: "Я работаю, поэтому могу быть спонсором своего театра". Русский театр за рубежом - это не про деньги и не про славу. Но про смысл. Люди, создающие этот театр, несут русскую культуру. Эти слова звучали бы излишне пафосно и красиво, кабы не являлись абсолютной правдой.
Злых, провоцирующих людей на недобрые поступки, издевательских, ернических не увидел, потому что их не было
Как я уже сказал, много спектаклей с участием детей. У их руководителей не столько творческая, сколько воспитательная задача. Неслучайно один из режиссеров рассказал, что некоторые дети научились русскому языку, именно участвуя в их постановке. Они учили текст и - одновременно - учили язык. Вот оно как бывает!
Но много и абсолютно профессиональных спектаклей с участием поразительных артистов. Например, я посмотрел два моноспектакля, участники которых держат наше зрительское внимание на протяжении довольно длительного времени. Даже в самых знаменитых театрах не всегда удастся увидеть такую мощную актерскую игру.
В русскоязычных театрах за рубежом много талантливых людей. Много интересных, свежих, неожиданных идей. Чего не хватает? Конечно, денег.
Мне кажется, большая проблема спектаклей - не режиссура, не актерская игра, а сценография. Создатели часто не понимают: сценография - не просто некое оформление спектакля, но мир, в котором живут герои. Тут и денег не хватает, и идей.
Но в нынешних условиях бредовых санкций зарубежные театры не могут получать деньги из России, это будет им грозить закрытием. Нехватку чего мы можем восполнить?
Нехватку среды. Помочь можно именно тем, чем помогает Яков и журнал "Театрал", устраивая фестиваль: общением. Русскому театру за рубежом одиноко. Побороть это одиночество в наших силах. Этому никакие санкции помешать не могут.
Фестиваль "Мир русского театра" - серьезное явление театральной жизни. Хочется пожелать ему, его организаторам сил и оптимизма. Их деятельность очень нужна многим.