В Петербурге представили уцелевшую мозаику храма святого Александра Невского в Варшаве
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 сентября. /ТАСС/. Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" открыл в часовне-музее Спаса на Крови выставку "Реквием по храму", которая расскажет о трагической судьбе храма святого Александра Невского в Варшаве. Как подчеркнула в беседе с корреспондентом ТАСС научный сотрудник музея и один из составителей выставки Ольга Кривенкова, посетители смогу увидеть эскизы Виктора Васнецова, личные вещи Леонтия Бенуа, а также фрагменты уцелевшей мозаики храма, которую специально для выставки привезли в Петербург из собора Покрова Пресвятой Богородицы в белорусском городе Барановичи.
"Специально для выставки из собора Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи привезли фрагменты той самой мозаики, которую успели перенести из Варшавского собора прежде, чем его взорвать. Также впервые экспонируются эскизы Василия Васильевича Беляева из музея Академии художеств - это художник-монументалист, который работал над росписью Спаса на Крови и храма святого Александра Невского в Варшаве. Это большая удача, что они сохранились в таком количестве, и что музей предоставил нам их на эту выставку. Кроме того, есть уникальные предметы из архива Академия художеств - записная книжка Леонтия Бенуа, его альбом с подборкой газетных статей, а также проекты храма", - рассказала Кривенкова.
Она также отметила, что специально из Омского музея в Петербург прибыли эскизы двух ангелов за авторством Васнецова, которых тот выполнил специально для собора святого Александра Невского. Кроме того, посетители смогут увидеть уникальную серию фотографий из собрания В. А. Фролова, сделанную в день освящения собора 20 мая 1912 года. Выставка подготовлена к 130-летию закладки и 100-летию утраты храма.
О храме
Инициатором строительства храма святого Александра Невского стал генерал-губернатор Варшавы И. В. Гурко. Император Александр III идею строительства поддержал - для будущего храма выбрали место в центре города, а именно - Саксонскую площадь. Для собора была даже спроектирована звонница высотой более 70 м - ей предстояло стать самым высоким зданием Варшавы и его архитектурной доминантой. Автором проекта стал Л. Н. Бенуа, иконографическую программу составил Н. В. Покровский, мозаики по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова, Кошелева и Бруни были выполнены в частной мастерской В. А. Фролова. Стоимость возведения превысила немыслимые для того времени 3 млн рублей, освящение состоялось 20 мая 1912 года. После провозглашения независимости Польши храм с 1924 по 1926 год уничтожали множествами взрывов.