Эксперт Павлов призвал ТПП не спешить менять законы о защите прав потребителей
Предложение совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по электронной коммерции поменять законодательство ради борьбы с потребительским экстремизмом нуждается в обсуждении. Об этом "Российской газете" заявил председатель организации "Общественная потребительская инициатива", замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.
Сергей Катырин направил руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой письмо и материалы, свидетельствующие о многомиллиардных убытках бизнеса от потребительского экстремизма. Для борьбы с этим явлением ТПП предложила ряд правок в закон "О защите прав потребителей" и другие нормативные акты.
Однако торопиться менять федеральные законы из-за проблем в двух-трех регионах РФ не следует, считает Олег Павлов. Разумнее будет сначала разобраться с аномальной работой судов и экспертных организаций в Самарской области, где выносится почти в 10 раз больше решений против продавцов электроники и других товаров, чем в Москве.
"В Самарской области в самом деле происходит абсолютно нелогичная и, на наш взгляд, неправовая ситуация, когда по какой-то причине судьи игнорируют объективные обстоятельства дела, а злоумышленники используют законодательство о защите прав потребителей для своего обогащения. За прошлый год суды там вынесли на порядок больше решений в их пользу, чем в Москве, где и объем торговли, и просто населения гораздо больше. В меньших объемах та же проблема наблюдается еще в одном-двух регионах, но не по всей стране целиком. Поэтому мы считаем, что прежде чем менять федеральное законодательство, следует разобраться в ситуации на местах", - предложил Олег Павлов.
Раз в других регионах России суды не выносят тысячи решений о штрафах и неустойках против продавцов, то можно предположить, что корень проблемы кроется не в особенностях действующего законодательства, добавил эксперт.
"Если мы начнем менять закон и нормы о защите прав потребителей, то это не поменяет судебную систему в Самарской области или, точнее, отдельных судей, которые выносят решения как под копирку. И то, что отдельные граждане в двух-трех областях злоупотребляют, не должно вредить всем остальным. Подавляющее большинство, я думаю 99% российских потребителей - добросовестные, и их интересы должны быть хорошо защищены. Нельзя допустить, чтобы у продавцов появилось больше возможностей для ущемления прав добросовестность потребителей", - подчеркнул Олег Павлов.