Войти в почту

"Самоубийца" Николая Эрдмана в МХТ. Режиссер Николай Рощин.

Несмотря на то, что "Самоубийца" – одна из самых смешных пьес советской драматургии, начинается спектакль очень мрачно – с письма Станиславского Сталину, где классик театра просит у вождя дать возможность поставить произведение Эрдмана на сцене. Дальше – больше: возникает мрачный звук, который напоминает то ли летящие бомбардировщики, то ли сибирские ветра, то ли… В общем что-то очень нехорошее. Декорации на сцене напоминают гроб – все в серых тонах, одежда героев похожа на саваны. В общем, то ли "ГУЛАГовский нуар", то ли намек на то, что мы уже оказались на том свете. На пресс-конференции после спектакля режиссер признался, что его вдохновлял первый (деревянный) вариант мавзолея Ленина. Действительно – похоже. Также режиссер предупредил, что из спектакля сознательно убрано большинство бытовых нюансов – он сосредоточился в основном на мистической стороне пьесы. В общем, никакого текста, исключительно голый подтекст. Интересная попытка – поменять "текст" и "подтекст" местами. И, судя по тем сценам, которые я увидел – он полностью удался. Действительно, у зрителя точно не возникнет вопросов – о чем спектакль, и что теми или иными сценами хотел сказать режиссер – все это показано четко и явно (даже с перебором, наверное). Режиссер сознательно пытался уйти от самого понятия "комедия". В первых сценах смешного, действительно, мало, но, чем дальше, тем больше прорывается эрдмановский юмор, который с одной стороны очень органично сочетается с замыслом, с другой – уж точно разряжает брутальную атмосферу и не дает зрителям заскучать. Ну, а что касается актуальных в наше время тем, то их там не просто в избытке, а в переизбытке. То, что многие фразы героев будут восприняты бурными зрительскими аплодисментами – и не сомневаюсь. Актуальность – 100 процентов. Подсекальникова играет Иван Волков, один из ведущих актеров Александринского театра в Санкт-Петербурге, и он великолепно вписался в актерский ансамбль МХТ. Хоть для него это и дебют на легендарной московской сцене. Конечно же, хочется сравнить МХТовскую постановку с версией Плучека, которая была долгие годы одним из хитов театра сатиры. Что странно – спектакли совершенно разные, но Подсекальнкиов – Волков и Подскекальников – Ткачук как раз похожи. Как внешне, так и по манере игры. То есть фактически один и тот же герой ставится в два совершенно противоположных мира. Ведет себя одинаково, но результаты прямо противоположены. Очень интересно. Сцена из спектакля. Фото: © Александра Торгушникова / Сайт МХТ То, что этот спектакль станет популярным, я и не сомневаюсь. Это именно та постановка, о которой будут не просто говорить, а перешептываться в стиле: "Да кто им разрешил такое ставить!". В свое время "Идеальный муж" Богомолова вызывал кучу скандалов! Постановку неоднократно требовали снять. Тут, я думаю, скандалов будет не меньше. Но у Богомолова – китч! Тут даже намеков на китч нету. Тут как раз все идет по оголенному нерву. Режиссер, как опытный врач, нажимает на болевые точки общества и современности. Вздрагиваем! Неприятно! Но при этом смешно. Очень высокий класс работы. Я не знаю, как сложится судьба этого спектакля, но то, что интерес к нему будет очень большим – не сомневаюсь. В общем, если после сегодняшней премьеры спектакль оперативно не снимут как вредный, то хоронить Подсекальникова будут точно не один сезон.

"Самоубийца" Николая Эрдмана в МХТ. Режиссер Николай Рощин.
© Ревизор.ru