Щипков: России необходима Новая воспитательная политика
России необходима Новая воспитательная политика. Одной из главных задач, которую придется системно решать на государственном уровне, станет борьба с инфантилизмом, выращивание взрослых людей. Такое мнение высказал ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, советник председателя Госдумы Александр Щипков в колонке для «Парламентской газеты».
Ректор считает, что сегодня остро встает вопрос о духовной и душевной зрелости граждан. По его мнению, задача России состоит в том, чтобы полностью развернуть вектор воспитательной политики, изменить ее направленность.
Он напомнил, что в русских традициях младенчество заканчивалось в семь лет. Человек из младенца становился отроком и начинал нести ответственность за свои поступки — анализировать их и ходить к исповеди. Отрочество означало переход во взрослую жизнь, взрослели быстро. «В дворянских семьях 15-16 летних уже отдавали в армейскую службу. Не случайно Петр Гринев из пушкинской «Капитанской дочки» приступил к обязанностям сержанта в 16 лет, а Павел Петрович Кирсанов из тургеневских «Отцов и детей» уже в 45 лет считался мудрым стариком», — отметил Щипков. Выделение детей в отдельную социальную группу возникло в буржуазных протестантских семьях. «Внутри взрослого общества появилось самостоятельное детское общество. Это кардинально изменило психику человека».
Из-за возникновения в конце XIX века индустрии детства, к которой, по мнению автора, относятся мультфильмы, диснейленды, парки развлечений, меню в кафе, детские продукты, детские экскурсии, лагеря отдыха, возраст ребенка увеличился до 18 лет, а молодежный период продлился до 35 лет и дойдет до 40-45. Основная черта обеих категорий — инфантилизм. Дети замыкаются в виртуальном мире, в вымышленных вселенных, а 30-летние мужчины и женщины ездят развлекаться в Диснейленд, делая свое детство бесконечным.
«Инфантилизм — это, прежде всего, отказ от ответственности. Призыв жить сегодняшним днем, в виртуальном мире, не брать ничего близко к сердцу, утешаться гаджетами, модой, анимацией. Тем более что само понятие «взрослость» серьезно искажено. Общество соблазна и спектакля в принципе не совместимо с ответственностью и нравственностью, а без них невозможно взросление», — пишет Щипков.
Автор считает, что подростковость могла бы стать буфером между взрослостью и детскостью, не дать им взаимоуничтожиться. Он напомнил, что в царской России человек в подростковом возрасте решал для себя мировоззренческие вопросы, это было время для «обдумывания житья». «Подростковость не имеет ничего общего с инфантильностью, ее можно назвать выращиванием взрослости».
Щипков считает,что помочь новому поколению пережить «агонию либеральной системы» и не погибнуть вместе с ней могут российские педагоги и лидеры мнений. Однако им потребуется серьезная консолидация и высочайшая самоотдача, поскольку школа практически утратила свое значение как социальный институт. Учитель сегодня воспринимается обществом не как миссионер от культуры и науки, а как наемник рынка.
Новая воспитательная политика должна базироваться на передаче русского опыта: социального, политического, научного, культурного, религиозного. «Передав наш опыт новым поколениям, мы сохраним свой народ, сохраним свой суверенитет», — отметил Щипков.